Самобытная история Барнаула исчезает на глазах

18 апреля — Международный день памятников и исторических мест

В столице Алтайского края, как и в сотнях других городов, пытающихся стать центром притяжения туристов, исторические здания часто оказываются под ударом. Под ударом стихии, времени, финансов и человеческого фактора.

18 апреля — Международный день памятников и исторических мест

Наследие надо сберечь

В Барнауле полным ходом идет реализация программы туристического кластера «Барнаул – горнозаводской город». Гости и, конечно, жители города получили возможность прикоснуться к истории горнозаводского дела в Барнауле. Правда, красивой и полной картины у них сложить не получится, поскольку даже в границах этой самой зоны есть памятники культурного наследия, которые находятся на грани исчезновения. 

Архитектурная стилистика города

Каких только стилей нет в краевой столице! От XVIII века до современности: классицизм и деревянное зодчество, конструктивизм и модерн. Лик Барнаула украсили многие архитектурные памятники, сделав город по-настоящему особенным. Каждое направление связано с определенной эпохой, за каждым зданием стоит имя  мастера, особенности времени и свои представления о прекрасном. Начало истории Барнаула принято связывать со строительством меде-сереброплавильного завода, который подарил городу множество памятников архитектуры, выдержанных в традициях классицизма. 

До наших дней сохранились первая (главный производственный корпус) и вторая (производственный корпус) плавильные фабрики, дом горных офицеров, лаборатория, обжигательная фабрика (здание склада), рудоприемная контора, заводоуправление, въездные ворота и фрагменты плотины с кирпичной стеной на реке Барнаулке, они включены в туристический комплекс «Барнаул — горнозаводской город» и входят в состав объекта культурного наследия федерального значения.

Через Демидовскую площадь проходит улица Ползунова — одна из старейших в городе. Здесь можно увидеть постройки конца XVIII и первой половины XIX века, среди них Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов (Ползунова, 41), возведенная в 1794 году. Здание признают редким в Сибири памятником общественной архитектуры конца того столетия.

С середины XIX до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика, образцами которой могут служить два памятника архитектуры: торговый дом Полякова, построенный в 1913 году, который больше известен барнаульцам как универмаг «Красный», и здание городской думы, которое возводили с 1914 по 1916 год по проекту Ивана Носовича. Первый этаж архитектор отвел для торговых целей — здесь находился универсальный магазин торгового дома купцов Яковлева С.Я. и Полякова И.И. На втором этаже разместились органы городского самоуправления — дума и управа.

Модерн и Дом под шпилем

Стиль модерн виден в зданиях телефонной станции на Интернациональной, 74, и в ряде купеческих особняков, жилых зданий, например на Никитина, 90, и Никитина, 78. Сюда же относят Дом купцов С.Я. Яковлева и И.И. Полякова (Короленко, 50). Это памятник федерального значения.

В 30-х годах Барнаул планировалось застроить по принципу города-сада, центром должна была стать идеально круглая площадь, от которой отходило бы шесть симметричных радиусов — бульваров. Этот период ярко характеризует «Дом под шпилем» на Ленинском проспекте, построенный в 1956 году.

Это здание стало не только памятником архитектуры середины ХХ века, но и символом города. Созданию визитной карточки города барнаульцы обязаны московскому архитектору Якову Додице, который стал автором не только этого проекта, но и приложил руку к застройке всего проспекта. Вообще, «Дом под шпилем» планировали закончить еще в 40-х годах, но вмешалась война. Зато после ее окончания компанию шикарному зданию составили жилые дома, возведенные на площади Октября — первое элитное жилье региональной столицы.

Деревянное зодчество

Похвастаться Барнаул может и своими деревянными постройками, среди которых памятник архитектуры начала XX века федерального значения Дом купцов Шадриных, расположенный на Красноармейском проспекте рядом с площадью Спартака. По своей значимости не уступали гостиница «Империал», которая сгорела в 1997 году, и «Дом Лесневского» на Ползунова, 56, включенный в список памятников архитектуры федерального значения.

Особняк на улице Анатолия принадлежал архитектору Ивану Носовичу, создавшему проект города-сада, который так и не получилось реализовать. Этот памятник архитектуры в советское время был заброшен, а в 1980-е годы его и вовсе хотели снести ради строительства многоэтажного дома. Однако в апреле 1988 года молодые барнаульские художники, музыканты и неформалы организовали в Доме Носовича выставку-протест «Прощание со старым домом». В прессе появились публикации в защиту памятника истории. В итоге особняк все-таки снесли, пообещали, что дом будет заново отстроен по фотографиям и обмерным чертежам. Так вторым адресом Дома Носовича стала ул. Анатолия. Здание входит в список памятников архитектуры регионального значения.  

Тихая война с культурным наследием

До наших дней дожило не так много барнаульских памятников деревянного зодчества: многие были уничтожены временем или пожарами.

Последний пожар, который 21 января полностью уничтожил памятник деревянного зодчества регионального значения — бывший торговый дом купца Морозова, — снова породил разговоры о том, что в городе идет тихая война с памятниками.

— В последнее время в Барнауле не затихают скандалы, связанные с тем, что множество памятников истории и архитектуры, в том числе с официальным статусом памятника, оказались либо под угрозой уничтожения, либо в заброшенном состоянии. Если рассматривать каждый такой объект в отдельности, то может показаться, что имеет место какое-то досадное недоразумение или трагическое стечение обстоятельств. Но если взглянуть на проблему в целом, то напрашивается очень неприятный вывод: в нашем городе происходит тихая война с памятниками. Яркая и самобытная история Барнаула стирается прямо на наших глазах, — прокомментировал тогда ситуацию Данил Дегтярев, кандидат исторических наук, преподаватель исторического факультета АлтГУ.

Вот поэтому и нужны такие дни. Дни, которые напоминают: культурное наследие нуждается в нашей постоянной заботе и защите. И если каждый из нас не почувствует в себе ответственность, наследие потеряется навсегда. Хотя... Через каких-нибудь пару веков современные здания Барнаула тоже станут частью материальной и духовной культуры. Только какие?

Реплика

Владимир Антоненко, член Союза архитекторов России:

В Барнауле я не проживаю с 1985 года. Приехал сюда по семейным делам и, конечно, прогулялся по родному городу. Печально удивил центр краевой столицы — главная историческая гордость города, где сосредоточены основные объекты культурного наследия.

Центр теряет индивидуальность. Это факт! Очевидный и неопровержимый. Многоэтажное строительство бесцеремонно разрушает старые устои, превращая это место в безликую массу, присущую многим городам. Утрачивается тот дух и колорит, который веками формировал пространственную и архитектурную среду Барнаула, сохраняя его масштаб и характер. 

Да, центр должен быть удобен для людей, проживающих в его пределах, работающих здесь, приезжающих просто отдохнуть. Но современный процесс застройки приводит к диспропорции нового и старого и идет вразрез со всеми градостроительными принципами.  Здания культурного, исторического наследия оказываются зажатыми каменными  многоэтажными «джунглями» высотой в 15-25 этажей. Причем под строительство высоток отводится слишком маленькая территория,  что не позволяет создать элементарную инфраструктуру.  Нет мест для детских площадок, прогулок, парковок. Как здесь будут жить люди? Не понимаю. 

Если такими темпами, так бездумно будет застраиваться центр Барнаула — это приведет к градостроительному коллапсу. Утрачивается своеобразие города, вместо уютных старинных улиц появятся зоны психологического дискомфорта. Это можно наблюдать, прогулявшись по улицам Чехова, Приречной, Никитина, проспекту Красноармейскому. Кроме того, массовая застройка старой части города приведет к перегрузке и без того загруженной сегодня  транспортной системы. Основные магистрали уже находятся на пределе пропускной способности. То же самое касается подземных инженерных сетей, которые были проложены десятки лет назад и  давно потеряли надежность. Выдержат ли они с каждым годом увеличивающуюся нагрузку? 

Появление новых высотных домов, увеличение численности населения влечет за собой необходимость развития социальной инфраструктуры. Нужны новые детские сады, школы, поликлиники. Где же их возводить в условиях такой плотности застройки?  

Беспокойство вызывает экологическое состояние воздушного бассейна исторического центра, основная территория которого сосредоточена в низине (улицы Мамонтова, Ползунова, Пушкина, Толстого, проспекты Ленина, Социалистический, Красноармейский). Уровень канцерогенных выбросов от автотранспорта, а также шумового воздействия, загрязнения почв здесь превышает все допустимые нормы.

Причины указанных негативных явлений, на мой взгляд, кроются в отсутствии градостроительного подхода в местном законодательстве, пассивной, а зачастую и не принципиальной позиции самих архитекторов и жителей города, а также в преобладании ведомственных, а возможно, личных интересов над городскими.

Считаю, необходимо в срочном порядке разработать проект охранных зон культурного наследия исторического центра, а не только территории бывшего сереброплавильного завода, принять комплексную программу реконструкции и планировки территории в пределах переулка Пожарского (нагорная часть), Радищева, Партизанской, акватории реки Оби. Эти документы должны определить важнейшие положения градостроительной политики до 2030 года как систему допускаемых функциональных и пространственных параметров реконструкции города и нового строительства. 

До каждого заказчика нужно донести информацию о том, что в историческом центре, тем более в его ядре, можно строить только малоэтажные объекты. Для высотной застройки есть другие, более подходящие места.

Барнаул — город своеобразный и обязан этим преимуществом своей старине. Без нее он станет одним из многих городов, лишенных индивидуальности. Пока не поздно, нужно оставить процесс массовой многоэтажной застройки и уничтожения исторической ценности краевой столицы!  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Барнаул архитектурный

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру