Завершилась активная фаза проекта «Шукшин. Палитра героя» — творческая резиденция

Столичные гости впечатлили собравшихся неординарным творчеством

Десять дней в селе Сростки Алтайского края семеро профессиональных художников постигали радости деревенского быта и приобщались к доселе неведомому им миру. Миру Шукшина, чудиков и абсурда. Столичные гости рассказали журналистам, как справлялись с нуждой в глубинке, и впечатлили собравшихся неординарным и не всегда понятным провинциальным умам творчеством.

Столичные гости впечатлили собравшихся неординарным творчеством
Фото: gmilika22.ru

Палитра Шукшина глазами московских художников

Фонд возрождения национального культурного наследия «Формула успеха» имени В.М. Шукшина при поддержке грантов президента РФ и губернатора Алтайского края на развитие гражданского общества организовал масштабный выставочный проект «Шукшин. Палитра героя». Начался он с конкурса иллюстраций, продолжился арт-резиденцией и завершится выставками, лекциями и кинопоказами, которые, предположительно, пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Владивостоке, Ростове-на Дону и, конечно, в Барнауле. Главную цель резиденции организаторы обозначили как погружение в быт современной деревни и художественное переосмысление визуального образа жителей малых городов.

— Мы стараемся в своей выставке, в этом высказывании отходить от какой-то плоскости. Как мы собираемся построить экспозицию? По методу погружения в нее. Кроме объектов, представим архитектурные элементы, которые будут окружать и воздействовать с нескольких эмоциональных сторон на зрителя, — рассказала куратор проекта Ксения Богданович.

Чтобы поделиться своими впечатлениями и творческими экспериментами, победители отборочного тура и участники проекта художники Анастасия Кузьмина и Александра Митлянская, видеограф Марина Фоменко, перформер Елена Демидова, график Наталья Гриценко и для, местного колорита, один из самых титулованных фотографов Новосибирска Евгений Иванов провели небольшую презентацию в ГМИЛИКА.

Виталий Пацюков, известный искусствовед, автор теоретических исследований в области современного искусства, составив своего рода культурологический костяк проекта, рассказывал о каждом участнике, об основных идеях, их воплощениях, привязывал творения художников к творчеству Василия Макаровича и вообще придавал серьезность и значимость всему предприятию.

— Мне кажутся немного непонятными в названии слова «палитра героя», потому что в этих работах нет живописи. У нас нет того отношения к образу Шукшина и к его героям, которое сформировалось. Нет картины как таковой. Существуют совершенно иная инструментальность, технологии, которые используются в работе: видео, фотографии, есть графика, но она тоже потом перейдет в инсталляцию, — рассказывает Пацюков.

— Одно из направлений, в котором работает Настя Кузьмина, это обращение к памятнику. Как Дон Гуан разговаривал с Каменным гостем, так и Настя приходит к памятнику Шукшину и говорит ему: «Вася, вставай. Вставай, Вася! Ты нужен нам...». Это отношение, эта фиксация документа на видео, на фото, это общение девушки с памятником, который должен стать живым, — это все удивительно, — продолжал Пацюков.

— Я ехала на проект с идеей поговорить с памятником, — рассказала Анастасия. — Но попутно стала фиксировать важные состояния и взаимоотношения животного и хозяина. На моих фото животное и человек хоть и изображены вместе, но находятся в совершенно разных состояниях. Задумывая проект, я размышляла над тем, какие там могут быть животные: коровы, петухи. Я так себе представляла. А оказалось, что в деревне есть верблюд, три страуса и даже медведи. В общем, это было неожиданно. Если верблюд был привезен из Монголии, чтобы развлекать туристов, то зачем там страусы — не понимаю, — высказалась художница.

Формула успеха нацпроекта

С видеоматериалом работала и Марина Фоменко. Ее идея, по мнению Виталия Пацюкова, заключалась в том, чтобы показать конфликт между механической сбруей (аппаратом для доения) и коровой, городом и деревней.

— Марина показала, как город пришел в деревню и надел на корову сбрую, — рассказывал искусствовед, а резиденты внимали и открывали для себя нечто новое в своих же произведениях. — Наталья Гриценко рисует и одновременно комментирует. И эти записи живут рядом с рисунками. Идея заключается в том, чтобы создать печатную графику вместе с текстами и развесить ее в виде парусов. Зритель будет находиться внутри этих рисунков, которые создадут свое собственное пространство. Так личные тексты станут текстами универсальными, текстами-свидетельствами, своеобразными парусами, которые будто задают вопрос: «Куда же нам плыть?» — продолжал знакомить с работами самый опытный участник действа. — Это же театрализованный проект. Зритель будет находиться внутри пространства, становиться участником. Он проверит насколько сильна его личная культурная память. Ведь чем она сильнее, тем ценнее произведение искусства, — резюмировал Пацюков.

В белом зале ГМИЛИКА после выступления каждого из участников воцарялась тишина. То ли спрашивать было не о чем, то ли бессмысленно.

В любом случае выставку стоит посмотреть, узнать и увидеть, насколько получилось у молодых художников — участников национального проекта соединить Шукшинскую натуру и вдохновение, чтобы создать то самое, при взгляде на которое внутри откликнется: «О, да! Это Шукшин! Это наше!» И спросить у группы молодых и творчески опьяненных, когда же они отправятся, как и запланировали, в Латинскую Америку, чтобы найти там местного Шукшина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 11 апреля 2018

Заголовок в газете: Сростинские страсти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру