Регулярно БАДы употребляют только 2% россиян и еще 22% делают это периодически

В 2013 году в России темпы развития рынка биологически активных добавок к пище, несмотря на повышение ответственности за их рекламу и ужесточение требований к производству, по-прежнему обгоняли темпы развития фармацевтического рынка в целом, цитирует «Интерфакс» заведующую кафедрой диетологии и клинической нутрициологии РУДН профессора Светлану Орлову.

По данным мониторинга фармацевтического рынка, осуществляемого DSM Group, за 2013 год коммерческий рынок БАДов вырос на 19,1% по сравнению с 2012 годом - до 2,65 млрд рублей. Для сравнения: коммерческий рынок готовых лекарственных средств увеличился на 13,5%.

Наиболее востребованы, как и раньше, оказались витаминно-минеральные комплексы, БАДы для поддержки сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Доли их продаж составили соответственно 36,3%, 27,6% и 12,4% от продаж всех добавок. В стоимостном объеме лидировали добавки, направленные на поддержку репродуктивной системы, в первую очередь мужской, что можно объяснить активной рекламой этой группы БАДов. Второе и третье места занимали витаминно-минеральные комплексы и добавки для желудочно-кишечного тракта и печени.

Наибольшим спросом у покупателей в 2013 году пользовались отечественные добавки: доля их продаж составила 63% от стоимостного объема и 83% от натурального. В пятерке наиболее активно продающихся брендов, составляющих суммарно 18,2% рынка, четыре препарата отечественные. Лидером рынка остается российский ЗАО «Эвалар», за ним с отрывом следуют ООО «РИА «Панда» и ЗАО «Аквион».

Среди зарубежных производителей наибольшим спросом пользовалась продукция из Германии, США и Нидерландов.

По словам Светланы Орловой, российские производители уже достаточно давно присутствуют на рынках бывших республик СССР. Последние 10 лет российские компании начали постепенно осваивать более отдаленные зарубежные рынки. Отдельные компании имеют выход на страны Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. Такой лидер отечественного рынка, как ЗАО «Эвалар», осуществил выход на рынки США, Австралии и Ближнего Востока.

По сравнению с зарубежными компаниями, у отечественных производителей есть ряд преимуществ: ряд уникальных для России лекарственных растений, не имеющих аналогов в мире; высокий уровень специалистов и более низкие затраты на производство. Все это вместе позволяет создать полный цикл производства от растения до готового продукта.

Вместе с тем, существуют и определенные трудности. В первую очередь, наполненность рынка и высокая конкуренция на сложившихся западных рынках. Различия в законодательной и нормативной базе в разных странах диктуют необходимость подстраивать и модифицировать производство под потребности и нормы соответствующего региона. Для выхода на рынок США обязательно соответствие производства стандарту качества GMP (надлежащей производственной практики).

В настоящее время лишь очень крупные российские производители могут позволить себе затраты на дорогостоящее переоборудование.

Положительный эффект вступления в силу с 1 июля Техрегламента таможенного союза о безопасности пищевой продукции, по мнению Светланы Орловой, заключается в том, что нормативная база и законодательства трех стран были приведены к единому знаменателю. А это, в свою очередь, обеспечило открытый доступ и расширение рынков сбыта.

К минусам для рынка и производства можно отнести необходимость перерегистрации БАДов - четвертую за последние шесть лет, а также увеличение конкуренции. Впрочем, последнее можно рассматривать и как минус, и как плюс, считает завкафедрой РУДН.

Что касается требований к рекламе БАДов, прописанных в новом законе, то госпожа Орлова утверждает, что они не так уж отличаются от тех, которые действовали с 2006 года. Отличия коснулись скорее ответственности за нарушение этих требований.

Во-первых, была введена ответственность рекламораспространителей. Это важное нововведение, потому что даже авторитетные издания зачастую грешили рекламой настоек мухомора и других опасных растений под видом БАДов. Кроме того, ряд изданий «забывал» уточнить, что БАД не является лекарственным средством, а служит источником необходимых организму питательных веществ.

Во-вторых, в Кодексе РФ об административных правонарушениях увеличились размеры штрафов. Они возросли до 2,5 тыс. рублей для физических и до 500 тыс. рублей для юридических лиц.

Вместе с тем, надо отметить, что в России действуют очень жесткие законы в отношении рекламы БАДов к пище, а оценка того, соответствует реклама требованиям или не соответствует, зачастую является субъективной и зависит от мнения проверяющего.

Что же касается перспектив рынка БАДов в 2014 году, то Светлана Орлова цитирует Euromonitor International, согласно прогнозу которого, в мире в 2014 году ожидается рост продаж БАДов примерно на 100 млн долларов, и к концу года объем продаж составит 1,8 млрд долларов.

На самом деле, пространство для роста российского рынка также есть, так как, согласно данным ВЦИОМ, опубликованным в прошлом году, регулярно БАДы в нашей стране употребляют только 2% населения и еще 22% делают это периодически. В то же время в странах Западной Европы и США более 50% населения употребляют добавки регулярно, в Японии, стране с самой высокой продолжительностью жизни, этот показатель приближается к 90%.

Также ожидается, по ее словам, в 2014 году увеличение конкуренции на рынке БАДов. На рынок должны начать поступать добавки тех иностранных производителей, которые пришли в Россию после вступления России в ВТО. «После того, как они пройдут процесс государственной регистрации, я думаю, мы увидим расширение ассортимента БАДов в аптеках. Также постепенно будет увеличиваться количество БАДов из числа стран Таможенного Союза, в первую очередь Казахстана», - резюмирует Светлана Орлова. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру