Алтайские эксперты — об итогах первой волны стихии

В региональном правительстве прошел круглый стол на тему «Уроки паводка»

В связи со стабилизацией паводковой обстановки отменен режим чрезвычайной ситуации, объявленный ранее в Алтайском крае. В период с 23 марта 2018 года подтопления регистрировались в 38 районах, пострадало 3 000 жилых домов, 8 000 участков. На борьбу с наводнением направили 1 500 человек и 500 единиц техники. В правительстве Алтайского края прошел круглый стол на тему «Уроки паводка». Что думают эксперты об итогах первой волны — в рубрике «Призма МК».

Все решения принимались верно

Виктор Мещеряков, заместитель председателя правительства Алтайского края:

«В декабре 2017 года утвержден план из 23 пунктов, которые нужно осуществить для успешного прохождения паводка 2018 года. Всем подразделениям и службам были разосланы задания по минимизации или предотвращению явлений, связанных с водой. Как мы и предполагали, этот год стал сложным. Из-за малоснежной зимы промерзла земля. Ожидали, что будет проблема по заторам: рек толщина льда доходила до полутора метров. С первых дней подтопления быстро развилась опасная ситуация. ЧС потому так и называется, что предотвратить природное явление невозможно. Но мы должны смягчить его действия и ставить задачи в соответствии с ситуацией. Мы привлекали большие силы, и здесь велика роль комиссии по ЧС, которая заседала ежедневно. Проводили постоянную работу с главами администраций, наращивание группировки сил, которая помогала в эвакуации жителей. Обращались в региональный штаб МЧС в Красноярске и получили оттуда огромную помощь — 250 человек из соседних регионов. На месяц нам выделили вертолет. По сравнению с 2014 годом, было затоплено в два раза больше населенных пунктов. Ущерб получили 18 тысяч человек. Он подсчитан, и поданы документы в Правительство РФ. Думаю, по большинству поставленных там вопросов мы получим положительные решения. Вступает в завершающую стадию вопрос по оказанию материальной помощи людям на сумму 391 млн рублей. Направлены письма по поводу компенсации хозяйствам гибели скота. В Минтранс подано письмо для получения помощи по восстановлению разрушенных дорог и мостов в размере 900 млн рублей. В целом, все решения комиссии по ЧС были приняты правильно».

Этот паводок уникальный

Александр Люцигер, начальник Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

«Этот паводок мы ждали. Сезон для нас начался с осени, все его предпосылки рассматривались. Ситуация, сложившаяся к началу подтопления, была проанализирована в феврале. Мы сделали акцент на негативных моментах и донесли до всех структур. Наихудший вариант сценария был озвучен, и к нему готовились все. Этот паводок уникален. Во всяком случае из тех, что мне удалось найти в архивах наблюдений. Относительно невысокий снежный покров, сильное промерзание. Перед Новым годом была оттепель, шел дождь. На части территорий бассейнов образовалась ледяная корка, снег сошел. И к той увлажненной с осени почве прибавился еще один слой, который свел инфильтрацию к нулю. Волна тепла, пришедшая в 20-х числах марта, запустила процесс активного снеготаяния. Началось раннее весеннее половодье. Уже 23-25 марта на территорию края пришел совершенно необычный циклон с Атлантики, насыщенный влагой. Он прошел Средиземное и Черное моря, Каспий, Среднюю Азию. И почти весь вылился в нашем регионе, уйдя частично в Хакассию. Выпало от одной до трех месячных норм. Осадки совпали с началом активного снеготаяния. Весь огромный объем воды пошел в малые водотоки, по тем самым склоновым стокам. Но они промерзли до дна. Из промерзшей почвы били ключи, и получалась дополнительная наледь. Толщина льда в малых водотоках была гораздо больше, чем на основных реках. В реках — 58-95 см, а по малым водотокам — от полутора метров. Воде некуда было уходить, и она шла поверх льда. А уже потом поднимала этот огромный лед и несла дальше».

В режиме немедленного информирования

Игорь Лисин, начальник ГУ МЧС России по Алтайскому краю:

«За последние годы мы проделали системную работу по организации управления и связи в кризисных ситуациях. Созданы пункты управления во всех муниципалитетах и на площадке краевого МЧС. Находимся в видеорежиме со всеми органами исполнительной власти. Это позволяет нам в момент ЧС организовать немедленное информирование. Система сработала в этот паводок четко и без сбоев. Все, кто должен был, получили необходимую информацию заблаговременно. И дальше на местах организовали работу в соответствии с планами. Все четко понимали, как действовать в той или иной ситуации. Когда пришла стихия, мы довольно управляемо начали справляться с этой ситуацией».

Ледоход прошел благополучно

Александр Колобов, начальник УГОЧС и ПБ в Алтайском крае:

«Одно из явлений паводка — ледоход. Он не принес много ущерба, кроме Тальменки. Каждый год — многогранный. Например, в прошлые годы мы все платины хорошо укрепили, но остался один небольшой нюанс — там, где речка Тальменка впадет в Чумыш. Это 700-800 метров по правому берегу. Вот там произошло ЧП. Уровень в Чумыше поднялся, и вода пошла в населенный пункт. Мы полтора дня работали в Тальменке, провели там превентивные мероприятия, взрывы, чернение. Но вот в излучине перед железнодорожным мостом (находится по течению ниже автомобильного. — МК) на Чумыше встал лед, который лежал на песках. Нам пришлось работать двумя вертолетами, чтобы убрать его. Впредь по опыту Тальменки будем рекомендовать проводить там работы на всей территории».

Спасибо всем службам

Александр Бобрышев, глава Краснощековского района:

«Села Краснощековского района начало подтапливать 20 марта, когда еще лежал снег и было холодно. Безусловно, мы проводили работы по пилению и чернению льда и другие подготовительные моменты. Все мелкие реки вышли из берегов. Паводок у нас продолжался месяц, из 28 населенных пунктов района пострадали 14. Некоторые затапливало по три-четыре раза. Волна уходит — начинаем восстановление школы, котельной. И так несколько раз. Причем происходит все одномоментно: вода проходит платину, рушится мост и ЛЭП, надо эвакуировать население, вода топит котельную и школу. И хочется поблагодарить все службы. Настолько оперативно они отработали, четко и слаженно, все было минимизировано на месте. Мы сделали все, что могли, но физически противостоять стихии невозможно, когда по 40-50 см в час растет уровень воды. Опыт 2014 и этого года позволит отработать систему».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 2 мая 2018

Заголовок в газете: Уроки паводка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру