Барнаульский предприниматель Александр Лисицын — о перспективах автомобильного бизнеса

Сохранить и приумножить дело отца

Продолжаем знакомить читателей с победителями престижного конкурса «Директор го-

да — 2017», итоги которого подвели в конце апреля. Напомним, награду получили

33 руководителя региональных предприятий, признанных эффективными менеджерами по ряду показателей. В их числе директор «Барнаульского автоцентра КАМАЗ» Александр Лисицын. Он рассказал «МК на Алтае» о семейном бизнесе, специфике дилерской работы и коллективе единомышленников.

Сохранить и приумножить дело отца

В партнерстве с автогигантами

— Александр Викторович, один из основных критериев конкурса «Директор года» — темпы роста экономических показателей. За счет чего вашей компании в условиях очередного кризиса в стране удается не только сохранять позиции на рынке, но и добиваться роста?

— За 19 лет официального дилерства ПАО «КАМАЗ» мы заняли прочные позиции на рынке грузовой техники в Алтайском крае. Но на этом останавливаться не намерены. Поэтому в 2016 году мы приобрели «Автоцентр ЮГ» — официальный дилер ПАО «АВТОВАЗ». А дочернее предприятие ООО «Автосила» заключило еще три контракта на сотрудничество с ведущими производителями большегрузов: Автомобильным заводом «УРАЛ», Минским автомобильным и Ярославским моторным заводами. Что касается продажи автотехники, то в кризис в первую очередь страдают иностранные бренды. Рост курса валют сказывается на их удорожании, поэтому клиенты предпочитают брать отечественные машины, которые сегодня не уступают по качеству зарубежным аналогам и более приемлемы в обслуживании. К примеру, по продажам автотехники «КАМАЗ» в прошлом году мы приросли на 49%, это очень хороший показатель. Кроме того, наше предприятие располагает двумя площадками по ремонту грузовой автотехники, а также точками реализации запасных частей для грузовых машин. Различные источники доходов позволяют выдерживать экономический баланс и не проседать в кризис.

— Сложно быть дилером таких автогигантов, как ПАО «КАМАЗ»? Какие требования предъявляют производители?

— Требования достаточно жесткие: к площадям, к оснащенности сервисных центров, квалификации персонала. Но нам удается соответствовать им на все сто процентов. По итогам 2016 года мы вошли в тройку лучших дилерских центров ПАО «КАМАЗ». Производители стараются идти в ногу со временем. Они модернизируют производство, выпускают востребованные и конкурентные модели. Соответственно, растут и требования к дилерам, которые должны повышать качество услуг, вкладываться в развитие. Богатый опыт и серьезный подход к делу оценили и другие заводы, которые сами вышли к нам с предложениями о сотрудничестве.

— На автомобильном рынке достаточно жесткая конкуренция. Как удается удерживать позиции?

— Основные конкуренты — это иностранные бренды и «серые» продавцы. Как я уже говорил, первые в условиях кризиса уступили долю рынка отечественным производителям, со вторыми сложнее конкурировать по ценам. Они не несут никакой ответственности ни за качество, ни за дальнейшее обслуживание. Мы же продаем только заводские машины, с гарантией и профессиональным сервисом. Клиенты, которые не гонятся за дешевизной, это понимают и предпочитают брать технику у проверенных дилеров.

— Есть мысли развивать другие направления, не связанные с автобизнесом?

— В любой сфере есть конкуренция. На современном рынке она достаточно жесткая, и дилетанту выдержать ее сложно. Мы же профессионалы в своей области. Много лет в деле, знаем рынок, оперативно подстраиваемся под изменения, вкладываем средства, развиваемся. Поэтому в ближайшей перспективе будем делать ставку на развитие собственных предприятий.

Бизнес должен быть социально ориентированным

— Александр Викторович, вы продолжаете дело отца, сменив его в должности директора после трагических событий в 2014 году. Он был успешным бизнесменом, трижды награждался званием «Директор года». Какие принципы в управлении компании вы у него переняли?

— Всем, чему я научился и что стал понимать в автомобильном бизнесе, обязан именно ему. Он был человеком дела, грамотным, твердым управленцем. Честно скажу, в чем-то пока ему уступаю. Например, более лояльный, в каких-то вопросах не хватает жесткости. Возможно, с опытом и возрастом это пройдет. У меня есть надежные помощники — мой коллектив. Руководящий состав — люди проверенные, опытные, профессионалы каждый в своем деле. Многие работали еще под началом папы и в трудную минуту поддержали, придали уверенности, что все получится. На мой взгляд, успешность любого бизнеса зависит не только от руководителя, но в первую очередь от команды, от того, насколько грамотно подобраны кадры. У нас сложился сплоченный коллектив единомышленников, которым я очень дорожу.

— Вы пришли на руководящую должность, уже имея опыт работы в компании. Расскажите о вашем карьерном пути.

— В «Автоцентр КАМАЗ» пришел, еще будучи студентом университета. Начинал трудовой путь автослесарем, затем работал менеджером по продажам запасных частей, позже возглавил отдел продаж. Окончил Санкт-Петербургскую академию экономики по специальности «менеджмент организаций», был переведен на должность коммерческого директора, затем стал заместителем директора по продажам и закупкам. В общем, прошел путь с самых «низов». Сейчас это помогает в руководящей работе, так как специфику каждого подразделения знаю изнутри.

— Что для вас бизнес? Возможность заработать или что-то большее?

— Во-первых, то, чем я занимаюсь, кроме дохода приносит мне огромное удовольствие. Для меня бизнес как допинг. Даже в отпуске первую половину дня обязательно посвящаю рабочим делам, тем более технологии позволяют быть постоянно на связи с коллегами, партнерами, где бы я ни находился. Во-вторых, у меня подрастают дети, и моя задача — сохранить и приумножить дело, которое создавал их дед — мой отец. Придет время — и они встанут у руля компании.

— В прошлом году вас избрали депутатом Барнаульской городской думы. Что побудило пойти в политику?

— Я и раньше активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью. А депутатский мандат помогает решать некоторые вопросы более эффективно, оперативно. Мой округ — это часть Ленинского района. Я там родился, вырос. Хочется сделать что-то полезное для жителей родного микрорайона. У меня работает общественная приемная, куда горожане приходят со своими нуждами, просьбами. Понятно, помочь каждому нереально, стараюсь делать что-то существенное, актуальное для всех. Например, выделяю средства на ремонт дорог, благоустройство территорий. В прошлом году по просьбе жителей совместно с районной администрацией отреставрировали часы на пересечении улиц Малахова и Г. Исакова, которые для многих поколений были символом, местной достопримечательностью. Зачем я это делаю? У меня есть возможность помогать и быть полезным городу не только в плане выплаты налогов, создания рабочих мест, но и общественными делами. Бизнес должен быть социально ориентированным — такова моя позиция.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: Сохранить и приумножить дело отца

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру