Как помочь сельхозпроизводителям в зоне рискованного земледелия

На заседании Президиума Совета законодателей РФ пр ФС предложили повысить уровень субсидирования затрат аграриев

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге состоялось заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании. Одним из ключевых в обсуждении стал вопросов разработки механизмов совершенствования законодательной базы в области аграрного страхования с государственной поддержкой. В мероприятии приняли участие председатель Алтайского краевого законодательного собрания Александр Романенко и сенатор от региона, глава комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин.

На заседании Президиума Совета законодателей РФ пр ФС предложили повысить уровень субсидирования затрат аграриев

Начиная заседание, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обозначила суть проблемы. Она напомнила, что закон о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования был принят в 2012 году. И уже спустя два года площадь застрахованных посевов составила 13 млн гектаров, а объем бюджетных субсидий на эти цели — почти 5 млрд рублей. 

С 2017 года дотации на частичное возмещение затрат сельхозпроизводителей на уплату страховой премии были переданы на места и включены в состав так называемой единой субсидии. В результате регионы стали выделять на эти цели существенно меньше средств. В итоге к концу прошлого года было застраховано около миллиона гектаров, то есть в 13 раз меньше к уровню 2014 года.

— Не секрет, что ведение сельскохозяйственного производства в России сопряжено с высокими рисками, прежде всего из-за природно-климатических условий, и поэтому страхование объективно имеет большое значение для развития агропромышленного комплекса страны. Итогом нашего обсуждения должны стать конкретные предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере, — подчеркнула председатель Совета Федерации.  

Михаил Щетинин, выступая с докладом, подготовленным членами комиссии совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, перечислил ряд проблем, мешающих развитию системы агрострахования. В их числе высокий порог наступления страхового случая, сложность процедуры получения субсидий, заключения договоров страхования, низкий уровень конкуренции на этом рынке, недостаточность эффективных механизмов защиты интересов и прав сельхозпроизводителей в отношении со страховщиками.

— Необходимо повысить доступность страхования, упростить механизм возмещения убытков, который на практике вызывает сложности. Кроме того, требуют дополнительного обсуждения вопросы отказа от порогового значения утраты урожая, расширения диапазона страховых сумм, использования агрокосмического мониторинга при проведении экспертиз. Предлагаем рассмотреть возможность создания специализированной страховой организации с долей участия государства, подконтрольной Минсельхозу России, которая сможет перестраховать часть рисков страховщиков, — отметил он.

Также в ходе обсуждения прозвучали предложения о введении системы страхования сельхозрисков, рассчитанной на бессрочное применение, поскольку сельскохозяйственное производство регулярно подвергается и будет подвергаться воздействию неблагоприятных погодно-климатических и иных стихийных явлений. Отсюда, по мнению представителей регионов, вытекает целесообразность применения долгосрочного режима страхования урожая — подписание страховщиком и сельхозпредприятием генерального соглашения, отражающего все основные условия, с фиксированием текущих параметров в полисе на каждый очередной год.

При заключении долгосрочных договоров с одной и той же страховой компанией предлагается предусмотреть коэффициент снижения страховых взносов предприятиям при отсутствии в течение трех-пяти лет страховых случаев и дифференцировать риски и тарифы по зонам внутри региона.

При оценке страхового случая законодатели предлагают полностью отказаться от порога утраты урожая (сегодня он составляет 20%), что позволит обеспечить выплату страхового возмещения при минимальной гибели сельскохозяйственных культур.

— Эти предложения следует подробнее изучить и, возможно, учесть в дальнейшей работе при подготовке изменений к федеральному закону по агрострахованию, — высказался в своем выступлении Александр Романенко. — Очень важным регионы считают предоставление сельхозтоваропроизводителям права страхования части посевных площадей или части поголовья животных. Это сегодня особенно актуально, поскольку многие предприятия ведут деятельность в нескольких муниципальных образованиях или даже регионах.

Председатель Краевого заксобрания озвучил предложения регионов о повышении уровня субсидирования затрат сельхозпредприятий на уплату страховой премии с 50% до 80% и  предоставлении возможности рассрочки уплаты взносов, так как финансовая нагрузка по страхованию ложится на аграриев как раз в период подготовки и проведения сезонных полевых работ, когда все деньги у крестьян уже израсходованы на приобретение семян, удобрений, запчастей и горюче-смазочных материалов. 

— Наконец, я бы хотел обозначить важнейшую, я бы сказал, глобальную проблему, — продолжил Романенко. — Сегодня у сельхозтоваропроизводителей нет гарантии получения страховых выплат. Одна из причин в том, что далеко не всегда аграрии имеют возможность на сто процентов соблюдать технологию возделывания сельхозкультур. Да и сама технология возделывания может варьироваться в зависимости от погодных условий, применяемой техники и состояния поля. В результате у страховщиков появляется аргумент не перечислять выплаты даже при явных погодных катаклизмах. У этой проблемы, понятно, есть «две стороны медали», и ее решение находится за рамками нашего обсуждения, но оставлять ее без внимания нельзя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 9 мая 2018

Заголовок в газете: Перезагрузка агрострахования

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру