Юрий Абдуллаев — о том, как в регионе изыскивают средства для повышения МРОТ

С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда вырастет до уровня прожиточного минимума

С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда вырастет до уровня прожиточного минимума. Соответствующий закон был подписан президентом России в конце прошлого года. Казалось бы, благая и нужная мера, но для регионов она обернулась серьезной проблемой — нехваткой денег для увеличения «минималки» работникам бюджетной сферы. Выкручиваться из ситуации приходится непопулярными способами, а именно за счет сокращения персонала. Как это проходит в учреждениях сферы образования, «МК на Алтае» рассказал председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования, сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта Юрий Абдуллаев.  

С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда вырастет до уровня прожиточного минимума

— Юрий Геннадьевич, поясните, в результате чего сложилась такая острая ситуация?

— Повышения МРОТ профсоюзы добивались последние пять лет. И вот наконец нас услышали. В этом году размер «минималки» увеличивается сразу в два этапа. Первый прошел в январе, второй ожидается в мае. Плюс к этому 7 декабря 2017 года Конституционный суд РФ удовлетворил иск Федерации независимых профсоюзов России о начислении районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда, ранее он включался в МРОТ. Все это нанесло определенный удар по бюджетам регионов, которые к этому моменту уже были сверстаны. Правительство России выделило дополнительные ресурсы на выравнивание ситуации. В Алтайский край поступило более 900 млн рублей. Но этого оказалось недостаточно, чтобы закрыть бреши. К сожалению, проблема нехватки денег у нас традиционно решается путем сжатия, урезания, сокращения. Культурно этот процесс называется оптимизацией. В  региональной системе образования она идет с 2008 года. За это время все, что можно было урезать, урезали. Как нам казалось, завершающим этапом станет кампания по филиализации сети, когда объединялись учебные заведения. И вот новый удар. По районам края идет разнарядка о необходимости сокращения штата. Только за неделю в крайком поступило около 40 обращений. Звонят директора школ, детских садов, руководители районных комитетов по образованию. Они оказались заложниками ситуации. Именно на них легла эта непростая и неблагодарная миссия, им приходится объясняться с сотрудниками, попавшими под увольнение. По нашим скромным подсчетам,  это порядка полутора тысяч человек.  Куда они пойдут, чем будут кормить семьи?

— Кто оказался под угрозой?

— В первую очередь обслуживающий и вспомогательный персонал: сторожа, уборщицы, повара, нянечки, дворники, а также завучи. Возможно, кто-то считает, что отсутствие этих сотрудников не скажется на качестве образования. Но практика показывает, что бездумное сокращение только потому, что нет денег, может привести к непоправимым последствиям и даже к беде. Здесь недоглядели, потому что некому, там не доготовили — получили отравление, тут недоучили. Мы уже наступали на эти грабли, когда ликвидировали ставки школьных психологов. В итоге Россия в лидерах среди стран по подростковому суициду, и сегодня нас призывают вернуть этих специалистов. А где их взять, если они давно разбежались, особенно в сельской местности? 

— Какой выход профсоюз видит из сложившийся ситуации?

— Возможно, в некоторых учреждениях еще есть резервы и необходимость в оптимизации. Например, в отдельных школах, где на небольшое количество учащихся приходится неадекватное число заместителей директора, бухгалтеров и пр. Но таких примеров единицы. Как правило, в результате филиализации произошло расширение круга обязанностей сотрудников. В любом случае к вопросу нужно подходить комплексно, обдуманно, а не резать по живому. Должна быть создана экспертная комиссия, в которую войдут представители Минобрнауки, профсоюзов, директора учебных заведений, депутаты. Необходимо провести консультации со всеми учреждениями, чтобы понять их специфику, оценить резервы. К работе должны подключиться районные службы занятости, чтобы проанализировать рынок труда и понять, что мы можем предложить высвободившемуся персоналу. И главное, этот процесс должен проходить гласно, открыто, чтобы люди понимали, что происходит и почему. Иначе мы получим социальный взрыв. Работники образования и так на пределе. Каждый год систему лихорадит. То резко падает заработная плата, то мы филиализируемся, оптимизируемся, укрупняемся… Никто не знает, чего ждать завтра. Последнее время в крае активно строятся новые современные школы. Боюсь, что с такой непродуманной кадровой политикой, во главе которой стоит Его Величество Рубль, через несколько лет эти замечательные дворцы будут пустовать, так как в них некому будет работать. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 11 апреля 2018

Заголовок в газете: Не надо резать по живому

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру