ФКУ Упрдор «Алтай»: направление — на качество и безопасность

Обратная сторона дороги

Там, где проходит дорога, зарождается жизнь. В Алтайском крае, с его разветвленной транспортной сетью, она бурлит вдоль основных артерий: федеральных трасс А-322 Барнаул — Рубцовск — граница с Республикой Казахстан и Р-256 «Чуйский тракт». Обе — в зоне ответственности Управления федеральных дорог «Алтай», представляющего Росавтодор в регионе. О достижениях и трудностях, итогах и планах рассказал начальник учреждения Ярослав Долинский.

Обратная сторона дороги

Стопроцентное cоответствие

Перемены в дорожной сфере, происходящие в последние годы, заметны всем: проблема не решается одномоментно, но внимания к ней все больше. В масштабах страны поставлена задача привести к концу этого года все федеральные трассы в соответствие с нормативными требованиями. Здесь учитывается ряд показателей, таких, например, как прочность дорожной одежды, ровность покрытия и коэффициент сцепления, качество разметки. Алтайский край от общероссийского тренда не отстает.

— По итогам дорожно-строительного сезона — 2017 показатель соответствия нормативам федеральных трасс региона достиг 85%, тогда как в 2013-м был около 50%, — отмечает Долинский. — К концу этого года выйдем на требуемый уровень. Но это не значит, что ремонты закончатся: порядка 15% подведомственной сети — тот объем, который необходимо обновлять ежегодно. Это средняя цифра, которая может отличаться в разные годы, так же как и виды работ, — они определяются с учетом межремонтных сроков. С 2014 года, благодаря бесперебойному финансированию, строго их соблюдаем.

Хороших показателей удается достигать благодаря еще ряду факторов, уточняет главный федеральный дорожник региона:

— Мы должны сказать спасибо нашим предшественникам, которые строили в 70-80-е годы: от них досталось хорошее наследство. В Алтайском крае на большей протяженности у федеральных трасс — бетонное основание, поэтому несущая способность довольно высокая. На остальных участках, например за Бийском в сторону Горно-Алтайска, благоприятный грунт, и на помощь приходят современные технологии, такие как холодный ресайклинг, позволяющие укрепить нижние конструктивные слои дорожной одежды. Кроме того, при активной поддержке и федерального центра, и правительства региона отходит на второй план проблема разрушения дорог большегрузным транспортом, двигающимся с превышением весовых нормативов: нарушителей с каждым годом становится все меньше. Второй, очень значимый плюс — профессиональные кадры. В регионе сохранились коллективы, сложившиеся еще в советские времена. Они работают как государственные предприятия, пять дорожно-строительных управлений задействованы у нас на подряде. За качество работ волноваться не приходится.

Большинство объектов дорожного строительства в Алтайском крае подрядчики сдают в срок или с опережением графика. Подспорье тому — современные автопарки предприятий: техническому переоснащению способствует региональный Минстройтранс. Однако без проблем не обходится даже на «федералках». Головная боль — строящий мост через реку Чумыш в Тальменском районе. Генподрядчику АО «Сибмост» до сих пор не удалось выйти на календарные графики, однако вопрос под пристальным вниманием Росавтодора, объекты компании переведены на полное казначейское сопровождение, что гарантирует контроль над финансовой деятельностью организации. Вероятность судебного расторжения контракта в управлении не исключают и готовы предпринять все установленные законодательством меры, чтобы максимально сгладить негативные последствия от сложившейся ситуации. Старый мост при этом справляется с существующими нагрузками и безопасен для автомобилистов, движение на участке осуществляется в штатном режиме.

Еще одна проблема — растущий трафик на «Чуйском тракте» в турсезон. Федеральные дорожники просят набраться терпения: ситуация в масштабах России не самая удручающая, вопрос требует не только больших финансовых ресурсов, но и определенных временных затрат. Работы в этом направлении идут: кроме строительства в Тальменском районе, планируется реконструкция под четыре полосы участка с 173 по 183 км — одного из наиболее загруженных.

Но, помимо качества федеральных трасс, которое достигается своевременными ремонтами, есть еще и другая, на первый взгляд не столь заметная, но не менее важная работа.

Безопасность — на первом месте

Одно из важнейших направлений, которое, по сути, стоит во главе угла всей деятельности федеральных дорожников, — повышение безопасности дорожного движения. В штате управления есть специалисты, курирующие эту тему, но вопрос — главный для всех. Статистические данные — это сухие цифры, за каждой аварией — человеческие жизни. В управлении анализируют каждое ДТП, ищут способы, как избежать повторения ситуации.

— Для нас в этом плане был позитивным 2016 год, когда фиксировалось значительное сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, — поясняет Ярослав Долинский. — Но такая динамика, к сожалению, невозможна на протяжении нескольких лет подряд. Вообще, показатель аварийности следует рассматривать в периоде. В начале прошлого года мы говорили, что будет хорошо, если удастся удержаться на уровне 2016-го, не допустить роста.

Показатель действительно удержали: число аварий на федеральных трассах в Алтайском крае снизилось на 4% по отношению к 2016 году (280 ДТП). Если рассматривать более длительный период, по сравнению, например, с 2014-м, когда их произошло 396, снижение наблюдалось ежегодно и составило в итоге почти 30%, количество получивших травмы за этот период также сократилось — на 27%. И это — несмотря на заметный рост интенсивности. Так, например, в том же 2014 году подъезд к Барнаулу по А-322 в сутки в среднем проезжало 13,6 тыс. автомобилей, в 2017-м — уже 14,5 тыс.; для «Чуйского тракта» цифры 28,4 тыс. и 34,9 тыс. соответственно. Аварийность снижается, хотя трафик возле краевой столицы вырос в среднем на 18%.

Это результат методичной работы, причем меры требуются различные. Так, в степных зонах устанавливают снегозадерживающие заборы, балочное барьерное ограждение меняют на тросовое — все это позволяет улучшить видимость во время снегопадов и метелей. В темное время суток на безопасность дорожного движения позитивно влияет освещение: только в прошлом году смонтировали 34 установки осветительного оборудования с автономными источниками питания — на участках, где нет возможности провести линии электропередачи. Для нанесения разметки используют современные, более долговечные материалы, что обеспечивает ее круглогодичную сохранность.

По итогам 2017 года на федеральных трассах ликвидировали 10 аварийно опасных участков. Правда, при этом выявили шесть новых. В управлении поясняют: к таковым относят отрезок дороги, где в течение года произошло несколько ДТП: три или более одного вида, либо пять или больше — разных, но в результате которых есть пострадавшие.

Один из опасных участков, ситуацию на которых удалось изменить, располагался на 291 км «Чуйского тракта», в Троицком районе. Здесь на пeрекрестке установили знаки на Г-образных опорах, более заметные для водителей, а также предприняли ряд мер, способствующих улучшению видимости. В 2016-м здесь произошло четыре ДТП, в прошлом году — ни одного. Еще один пример: на 19 км А-322, на подъезде к краевой столице. Как и в большинстве случаев, основной причиной ДТП было превышение скоростного режима. Помогла установка комплекса фотовидеофиксации нарушений: ни одной аварии за год против пяти в 2016-м. К слову, работа в этом направлении идет при поддержке правительства региона и ГИБДД и будет продолжена в этом году.

— Большую помощь в том, чтобы сделать дороги более безопасными, могут оказать и сами автомобилисты, — добавляет руководитель управления. — Мы стремимся быть максимально открытыми, отвечаем на все вопросы пользователей, читаем отзывы в Интернете. Один из недавних случаев: в популярной группе в одной из соцсетей прозвучала жалоба на проблемы с автономным освещением на въезде в село Шадрино, это автодорога А-322. Подрядчику поручили проверить информацию и устранить недостатки — вопрос был решен. Однако могли отработать оперативнее, если бы обращение поступило в наш Центр управления производством. Он работает круглосуточно, о любой нештатной ситуации на федеральных трассах Алтайского края и Республики Алтай, увиденных вами нарушениях или недостатках можно сообщить по телефону:

8 (3852) 63-14-59. Либо в рабочее время по телефону: 8-913-264-2660 — сюда же могут звонить представители СМИ, чтобы получить ответы на все интересующие вопросы.

«Дорога — для людей», — это кредо, которого придерживаются в управлении. И делают все возможное, чтобы так и было. Мы привыкли путешествовать, не слишком задумываясь, что у легкой дороги есть и обратная сторона: за каждым километром — тяжелый труд. Чтобы мы проехали его с комфортом, прикладывают множество усилий все, от руководителей федерального и региональных уровней, сотрудников ГИБДД и профильных ведомств до работников подрядных организаций, которые несут дежурство днем и ночью, в любую погоду.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Обратная сторона дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру