Что делать, если банкомат «украл» деньги

Как выйти из ситуации со сбоем быстро и с наименьшими потерями

Никому и никогда не говори ПИН-код банковской карты. Расплачивайся ей в проверенных торговых точках и интернет-магазинах. Не выпускай ее из поля зрения, когда даешь в руки кассира или официанта, а лучше вообще не давай. Вроде бы все знают эти правила финансовой безопасности. Но бывает так, что подвох случается со стороны техники — сбой в работе банкомата.

Это распространенная ситуация: автомат принял деньги, но не зачислил их на счет, или списал с него, но наличных не выдал. По идее банк должен идти навстречу клиенту и незамедлительно вернуть деньги. Но на деле спор может затянуться на долгое время или решиться не в пользу держателя «пластика». Как выйти из ситуации со сбоем банкомата быстро и с наименьшими потерями — в нашей традиционной рубрике «Соцликбез».

Как выйти из ситуации со сбоем быстро и с наименьшими потерями

Как вернуть деньги быстро и без судебных разбирательств?

Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», за некачественную банковскую услугу ответственность несет финансовое учреждение в любом случае. Но на практике не все так просто. Если банкомат списал денежные средства, не выдав «наличку», или принял ее и не зачислил на счет, то не нужно поддаваться панике.

Иногда бывает, что из-за плохой работы устройства выдачи пачка купюр выходит не до конца. То есть шторка, защищающая выдающий механизм, открывается, но банкноты выдвигаются всего на несколько миллиметров. Понять, что у вас случилось, можно, заглянув в окошко выдачи. Если деньги видны и шторка открыта — попробуйте их достать. Если это удалось, обязательно пересчитайте их перед окошком.

Если купюры не видны, то есть вариант, что в работе банкомата случился кратковременный сбой. Они придут на счет не сразу, и через какое-то время выскочит запрашиваемая сумма наличности. Поэтому лучше некоторое время подождать, не оставляя аппарат без присмотра. В случае сбоя платежной системы банк отменяет транзакцию и возвращает средства на счет клиента. В первую очередь позвоните по телефону техподдержки вашего финансового учреждения и узнайте, почему зависли деньги и когда вернутся. В зависимости от содержания разговора, действуйте дальше. Если техподдержка не решила проблему, то придется писать претензию в двух экземплярах и побыстрее.

Как оформить претензию?

Чек сохранился — это хорошо. Но если его нет, тоже не критично. Операцию можно подтвердить другими доказательствами: выписки со счета, детализация операций, свидетельские показания. Для этого попробуйте попросить у очевидцев, которые могут подтвердить произошедшее, контактные данные.

В претензии пишите:

— фамилию, имя, отчество;

— номер карты;

— номер банкомата, в котором совершалась операция (если забыли идентификационный номер банкомата, то посмотреть его можно в выписке по вашей карте);

— дату и максимально точное время операции;

— описание ситуации;

— требование вернуть деньги;

— просьбу провести сверку кассовой ленты банкомата с данными инкассации;

— необходимость сохранения записей камер наблюдения банкомата и телефонного разговора с оператором кол-центра, с указанием его имени и времени разговора;

— ваши контактные данные.

Необходимо добиться, чтобы банковский сотрудник поставил подпись о принятии заявления на вашем экземпляре.

А если это произошло в «чужом» банкомате?

В случае, когда операция проходила в банкомате «родного» банка, то процесс упростится. После инкассации пересчитают наличность в кассетах, обнаружат излишки, выявят ошибочную операцию и вернут деньги на карту клиента. Если это был «чужой» банкомат, то здесь задействованы три стороны: два банка — выпустивший карту и ее обслуживающий, —  а также платежная система. Заявление надо подавать в то учреждение, где была получена карта. Согласно закону 161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011, сроки его рассмотрения не могут превышать 30 дней. В случае трансграничных переводов — 45 дней. 

Что делает банк?

После получения претензии начинается внутреннее расследование. Проводится проверка банкомата на предмет лишних денег или сбоя программного обеспечения. Опрашиваются кассиры и инкассаторы. По итогам разбирательств ообщают заявителю о принятом решении. Если оно положительное, то вам вернут деньги. Орицательное — есть шанс забрать их через суд.

Как составить исковое заявление в суд?

До суда рекомендуется обратиться в полицию с заявлением. Они должны проверить факт незаконного списания денежных средств. Если в возбуждении уголовного дела откажут, то постановление послужит дополнительным аргументом, свидетельствующем о попытке досудебного урегулирования спора.

При составлении иска важно опираться на положения статей 856 и 395 ГК РФ, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В соответствии с ними истец имеет право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму необоснованно списанных, а также на компенсацию причиненного морального вреда.

Позиция банкиров может строиться на доказывании вины истца. При доказанном факте сбоя работы банкомата суд может признать, что владелец карты, стоя рядом с устройством, не дождался загрузки или выдачи денег. Соответственно, их забрали неустановленные лица, а не удержал банк. Как раз опровергнуть или подтвердить эти утверждения помогут записи камер наблюдения, истребованные судом в качестве доказательств, и показания очевидцев. Также денежные средства не вернут, если вы придете писать заявление спустя более 180 суток с момента операции. Согласно правилам платежных систем у банковского учреждения есть право не принимать такие претензии

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Во власти адской машины

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру