Алтайской краевой универсальной научной библиотеке исполнятся 130 лет

Кто такие книгоноши, в чем загадка Леонардо и как делился «апельсин»

К юбилею «Шишковка», как ее принято называть в народе, собрала интересные истории из жизни учреждения. Предлагаем читателям «МК на Алтае» заглянуть по ту сторону книжных стеллажей и полок, чтобы узнать, кто такие книгоноши, в чем загадка Леонардо и как делился «апельсин».

Кто такие книгоноши, в чем загадка Леонардо и как делился «апельсин»
Фото: из архива Алтайской краевой универсальной научной библиотекой имени В.Я. Шишкова

С толстой сумкой на ремне

До 1971 года, когда Алтайская краевая библиотека обосновалась в нынешнем здании, ее залы располагались в двух весьма удаленных друг от друга помещениях. Хранилище было на Ползунова, 41, а читальный зал — на проспекте Ленина, 53. Если читателю требовалась литература, находящаяся на Ползунова, формировался заказ, который библиотека исполняла на следующий день. Отвечали за это книгоноши — технические специалисты отдела хранения. На эту должность брали новичков, чтобы те познавали специфику профессии с азов. С большой хозяйственной сумкой и оплаченным государством проездным билетом они ежедневно курсировали между зданиями, выполняя за смену не более двух рейсов, так как книги — груз нелегкий, а книгоношами преимущественно были хрупкие женщины.

Иногда они работали в паре: подшивки газет и журналов слишком велики и неудобны для одного. В архиве сохранились обращения в вышестоящие органы, в которых библиотекари просили купить для них мотороллер. Но увы! И так много лет в любую погоду женщины таскали пуды книг из здания в здание. Одной из них была будущий директор «Шишковки» Лидия Койнова, которая пришла на эту должность в 1969 году. Около двух лет Лидия Григорьевна в буквальном смысле познавала всю тяжесть ответственности работы библиотекаря. И все это время ее взгляд, как и у остальных сотрудников, был прикован к стройке на Молодежной, 5, где мучительно долго возводили новое здание. И так случилось, что именно она переехала туда первой, когда еще шли отделочные и монтажные работы. Ей было поручено принимать на новом месте переезжающее книгохранение.

Загадка Леонардо

Библиотека всегда была сокровищницей, в которой своего часа ждали сапфиры, изумруды и бриллианты, — конечно же девушки. Сколько драм и романтичных историй видели стены «Шишковки»! Мужчины-читатели едва ли не взводами стояли у крыльца, ожидая с букетами трепетных «библиотекарш», вздыхали над книгами в залах, испепеляя взглядами без передышки сновавших у кафедры девушек. Иногда и второе высшее шли получать, лишь бы продолжать ходить в библиотеку, где трудится ненаглядная. Но не всегда наступал «делу венец», или наступал, но не скоро. А бриллианты пылились.

Однажды в отделе патентно-технической и экономической литературы над столом в рабочей подсобке, где обедали библиотекари, повесили большой календарь с репродукцией «Мадонны с младенцем» Леонардо да Винчи. Сначала посмеялись: мол, кто под календарем посидит, тот замуж и выйдет, а потом — сразу в декрет. Смешно было недолго. Календарь сработал: за два года в декрет ушли семь человек! Такому успеху завидовали коллеги из других отделов, на календарь покушались, просили дать в аренду, но репродукция таинственно исчезла в процессе небольшого ремонта. Наверняка она где-то лежит и ждет, когда ее снова пустят в дело улучшения демографической ситуации.

Первый ребенок

Когда Катю было некуда девать, мама, сотрудник патентно-технического отдела Ольга Суставова, приводила ее с собой на работу. Она перемещалась из отдела в отдел: в нотно-музыкальном слушала пластинки, брякала на пианино, в сельскохозяйственном изучала растущие там огурцы, в мамином подразделении помогала разбирать патенты. Каждый «поход» заканчивался конфетами, обильно насыпанными в подол.

Абсолютный триумф случился в семь лет, когда Катя стала первым ребенком, приведенным на корпоратив по случаю Нового года. Сам факт уже многого стоил, а уж когда в образе Красной Шапочки она прочитала стишок с табуретки, а потом они с мамой исполнили дуэтом танцевально-музыкальную композицию «Нам года не беда!», ей казалось, что жизнь удалась! В завершение Дед Мороз, роль которого исполнял замдиректора по административно-хозяйственной части Николай Сиволапов, подарил ей огромное красное яблоко…

И вот ей 35, и она опять курсирует по библиотеке. Только не для того, чтобы украсить собой мир, а по работе. Конфеты в подол больше не сыплются, сногсшибательный эффект стишка на табуретке покрылся пылью. Теперь она Екатерина Олеговна, специалист по связям с общественностью. Будни пиарщика «Шишковки» не всегда столь захватывающи, как когда-то в детстве раскладывание патентов по стопкам. Но статус помогает и ко многому обязывает: статус ребенка, ставшего когда-то первым.

Мы делили апельсин…

В 1990-х, когда одна страна прекратила существование, а другая начала новую летопись в страшном безвременье, библиотекари многие месяцы не получали заработную плату. Иногда, раз в три-четыре месяца, «подкидывали» понемногу, по трети или четверти от месячного заработка, а бывало, что по полгода сидели без копейки. И это женщины, матери, среди которых едва ли не половина — единственные кормильцы в семье.

В библиотеке сформировалась инициативная группа по «выпрашиванию денег». И администрация, и профсоюз стучались во все двери. Обращались и в коммерческие вузы, предлагая слегка компенсировать обслуживание студентов. Но, к сожалению, сфера коммерческого образования осталась безучастной. Тогда-то и были введены платные услуги: ночной абонемент и копирование документов. Заработанные копейки распределялись на весь коллектив в течение нескольких месяцев. Библиотекари были в том состоянии, в каком, вероятно, шахтеры выходили на улицы стучать касками. Но стучать книгами они не могли.

Отчаянье привело к порогу председателя комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Андрея Юрина. На встречу, которую с великим трудом удалось устроить, пошли Тамара Заковряшина и Татьяна Терентьева, предварительно прорепетировав речь, чтобы свести эмоции к не роняющему достоинства минимуму. Неизвестно, чего стоило высокому чиновнику выжать из пустого бюджета 50 тысяч рублей, но уже на следующий день они «упали» на счет библиотеки. 50 тысяч! На 300 человек. Как в детском мультике: «Мы делили апельсин, много нас, а он — один».

Страсти по Фрейду

Пока Интернет не поработил весь мир, и в Сети не оказались полнотекстовые документы на любую тему, библиотека ежедневно переживала аншлаги, принимая по полторы тысячи человек в день. В «Шишковку» тогда часто поступали новинки, бесценные экземпляры, за которыми шла настоящая охота. Увы, не все читатели оказывались порядочными. Были и те, кто не гнушался «тиснуть» томик. На какие только ухищрения они не шли! Прикидывались мужьями сотрудниц, «официальными лицами», засовывали книги в штаны… А однажды было похищено «Введение в психоанализ» Зигмунда Фрейда — новая книга, чуть ли не единственная на весь край, необходимая студентам трех вузов. Купить такое издание было невозможно! Вору помог случай. Он нашел уже «погашенный» контрольный листок на фамилию Самойленко. Парень вынес книгу, сдав на контроле этот бланк.

Однако он не знал, что утерянный читателем контрольный лист не давал право выхода из библиотеки. Несчастный Самойленко вынужден был обойти все читальные залы, собирая подписи, что он ничего не должен. В итоге к концу дня на секторе записи сформировался «сухой остаток» — так и выявили «мистера Икс» с его персональными данными. По указанному адресу был выслан десант в составе Тамары Заковряшиной и Людмилы Фарафоновой. Этот визит произвел неизгладимое впечатление на маму воришки. Надо знать нордический характер Людмилы Валентиновны, чтобы вообразить, с каким выражением она сообщила родительнице, что сын ее — вор, украл книгу из краевой библиотеки! Краденое издание было обнаружено на диване и изъято. По тем временам этот поступок считался серьезным преступлением, и самое малое, что грозило парню — отчисление из вуза. Но библиотекари — дамы тонкой душевной организации. Матери опять же, — в общем, пожалели…

Материалы предоставлены Алтайской краевой универсальной научной библиотекой имени В.Я. Шишкова. Продолжение следует.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: Шишковские будни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру