Алтайский писатель Александр Коленько написал книгу об истории Павловского сереброплавильного завода

Она выпущена на средства бюджета по результатам краевого конкурса

«Теплая земля или моменты истории Павловского сереброплавильного завода» — так называется книга алтайского писателя Александра Коленько, сигнальный экземпляр которой принес в редакцию сам автор с наилучшими пожеланиями еженедельнику. Она выпущена на средства краевого бюджета по результатам краевого конкурса на издание литературных произведений.

Она выпущена на средства бюджета по результатам краевого конкурса

Результат кропотливого труда

«Эта книга — результат кропотливого труда автора, человека любознательного, ищущего, не равнодушного к истории родного края, — говорится в аннотации к произведению. — Александр Коленько, настоящий патриот своей малой родины, изучил немало материалов об истории Павловского района, архивных документов, связанных с Павловским сереброплавильным заводом, восстанавливая по крупицам жизнь горных офицеров, мастеровых, крестьян, живших здесь в XVIII-XIX веках.

Изучение отчизны, стороны, где человек родился и вырос, осознание своей принадлежности к российской нации и гордость за это — вот что развивает в широком круге читателей эта книга».

Предисловие от автора начинается с того, что «пожилого больного из четвертого бокса звали Аким Семенович; в поселке был сезонный всплеск вирусных инфекций, и карета скорой помощи доставила его в два часа ночи, с высокой температурой, массой сопутствующих заболеваний…

…Как-то вышло, что трое больных в боксе оказались заядлыми рыбаками, и часто были слышны в холле отделения споры о мормышках, блеснах из серебряных царских монет, хитроумных крючках… Тон задавал Аким Семенович. Однажды автор застал жаркий спор — кто из них поймал больше всего щук за одну рыбалку. Говорил Аким Семенович, глаза его молодо блестели, он быстро махал руками, одновременно шевеля пальцами рук, показывая размеры голов выловленных щук. «В 1944 году на нашем пруду дуром шла отборная — не нынешняя щурогайка — щука. Помню, был конец октября, холодно, по берегам пруда уже лед. Поймал двенадцать щук! — Аким Семенович вновь широко раздвинул руки. — Во!»

Сосед по палате выразил сомнение: «Аким Семенович, но как же, сами сказали, холодно, лед уже, и какая одежда была на вас в годы войны? Считай, никакой…» Ему в ответ закивал другой соперник-рыбак.

«Ребята, возле пруда, на территории бывшего сереброплавильного завода, в то время было много куч с черным блестящим шлаком, а между ними — ямы. Помню, по бокам некоторых из них были видны фундаменты плавильных печей. В тех ямах было тепло, и мы, когда рыбачили, бегали туда греться, пересчитывая пойманных щук. Да, двенадцать штук поймал, еле до дому донес. Щуки — во!»

Третий пациент, житель Павловска, как-то задумчиво добавил: «Родители рассказывали, что на территории Мемориала Победы и до нынешней плотины выпавший снег сразу быстро таял, и лужи до декабря не замерзали; земля там вся теплая была…»

Рыбаки натолкнули на мысль

Так, не ведая того, Аким Семенович и другие, признается Александр Коленько, «натолкнули меня» на мысль узнать про Павловский сереброплавильный завод, его работников, плотину, быт того времени. «Было очень интересно, каждый следующий месяц работы над историческим материалом был увлекательнее предыдущего. С тысяч пожелтевших страниц архивных дел вставали вереницей образы прошлого, мастеровые завода с обожженными лицами и крепкими мозолистыми руками, немногословные приписные крестьяне, стриженные под горшок, сосредоточенные лица горных офицеров, лошадиный топот, скрип телег, гул завода, запах ладана во Введенской церкви…

129 лет существовал Павловский сереброплавильный завод. 124 года прошло со дня его закрытия. Много это или мало? Менялись социальный строй, уровень жизни, образованность, техническая оснащенность. Теперь на том самом месте, где раньше били копытами о землю лошади приехавших на базар крестьян, стоят изящные легковые машины…

Человеку необходимо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой он стоит и по которой ходили его предки, будет всего дороже.

Люди горнозаводского поселка Павловска много сделали для нас, ныне живущих, да и для всей России. Они достойны нашей памяти», — делает вывод Александр Коленько.

Единственное, о чем сожалеет Александр Петрович: книга вышла сокращенной на треть, поэтому обратился в редакцию с просьбой об опубликовании некоторых уникальных материалов, не вошедших в нее. Откликаясь на его просьбу мы с этого номера начинаем публикацию (в сокращенном виде) некоторых не вошедших в книгу, но представляющих интерес очерков с продолжением.

Охрана завода, поселка

Павловск был типичным горнозаводским поселком, вся жизнь распорядок которого были подчинены интересам сереброплавильного завода, выплавке драгоценного металла. Население в первые десятилетия быстро прирастало, состояло в большинстве из мастеровых, работных людей, обывателей, занимающихся ремеслом и торговлей, а также военных. Вопросу охраны заводов и рудников, особенно в XVIII веке от набегов джунгар уделялось большое внимание. Начало было положено Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1747 году.

«…№ 4. Поскольку зенгорцы из Канкаракольской землицы, лежащей близ Колывано-Воскресенских заводов и киргиз кайсаки приезжают и нападают на российские жилища и в Барабинскую степь, где берут с барабинцев алман, или подать… Для сбережения заводов серебряных от набегов и разорений неприятельских зделать крепости, а имянно: на реке Убе, Алее, на Чагирском руднике вместо созженного киргизами, от канкаракольцев на реке же — Анде, на Катуне, на Бие, на Шульбе и на Змеиной горе, а на Колываново-Воскресенском заводе — на горах три батареи… Крепостцы зделанные от покойного Демидова, тако же и от генерала-майора Киндермана, то оные по потребе смотря, прибавлять или укреплять и артиллерию удовольствовать столько, сколько нужно для безопасности от набегов неприятельских».

Первым рубежом обороны от набегов стала Колывано-Кузнецкая военная линия, во главе с генералом Киндерманом, протяженностью многие сотни верст, где разместились девять крепостей с пушками и 53 редута, вторым рубежом — военные части, находившиеся при заводах и рудниках.

12 августа 1764 года был сформирован Колывано-Воскресенский горный батальон, со штабом в Барнауле, состоящий из четырех рот, одна из которых была конная, всего 504 человека. Во главе батальона поставил человека опытного и повоевавшего, 53-летнего потомственного казака из города Березова капитана Михаила Петровича Аболтина. По воспоминаниям современников, был он человек крутой, решение принимал моментально, скор на расправу, но без дела кулаки не распускал.

Первый раз он посетил Павловск, строящийся завод через несколько дней после своего назначения. В первой команде батальона служили присланные драгуны, солдаты регулярных воинских частей, близкие по годам к отставке, казаки Западной Сибири. Со временем он стал пополняться местными рекрутами. По Указу императрицы Екатерины II от 2 января 1761 года молодые парни из Колывано-Воскресенского горного округа освобождались от воинской службы и причислялись к мастеровым заводов. Из них большое количество парней, рослых и смышленых записывали по военной службе на Колывано-Кузнецкую военную линию, в горный батальон.

По III ревизии 1763 года в деревне Касмалинской было учтено 127 душ мужского пола, в VI ревизии 1782 года 172 души. За эти 19 лет взято на Павловский завод 12 парней, из них двое на военную службу — Иван Земляков и Ефим Романов. В деревне Чернопятовой в III ревизию учтено 107 душ мужского пола, в VI — 128, за этот период взято 10 парней, девять на завод, одного из них, Филиппа Быкова записали в солдаты, или как тогда говорили, «забрили». Из деревни Рогозиха в семье приписного крестьянина Дмитрия Ратнова взяты в рекруты два сына: Радион в 1775-м и Яков в 1777 году…

(Продолжение следует.)

Справка «МК».

Александр Петрович Коленько родился 1 января 1953 года в селе Хабары Алтайского края.

Первые пробы пера относятся к школьным и студенческим годам. Статьи Александра Коленько печатали в хабарской районной газете «Вестник целины», газетах «Алтайская правда», «Молодежь Алтая», всесоюзном издании «Медицинская газета», институтской газете «Медик Алтая».

В 1978 году окончил Алтайский государственный медицинский институт. Работал в Хабарской центральной районной больнице (ЦРБ) заведующим педиатрическим отделением, педиатром в Павловской детской поликлинике, врачом инфекционного отделения Павловской ЦРБ. В настоящее время — врач приемного отделения этой больницы.

Еще в начале трудовой деятельности Александр Петрович увлекся историей района, а позже — Павловского сереброплавильного завода, поселка.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: Теплая земля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру