Дорожники Алтайского края приняли участие в казахстанско-российских учениях

Безопасность без границ

Взаимодействие дорожных служб и ведомств России и Казахстана при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на автодорогах стало темой совместных учений, которые прошли в Усть-Каменогорске 22-23 ноября. Российскую делегацию в Республике Казахстан, в составе которой работали специалисты подведомственных Росавтодору учреждений со всех регионов, МЧС и ГИБДД, возглавил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, а представляли страну в практической части мероприятия организации Алтайского края. Кроме того, в группу вошли замминистра Минстройтранса региона Дмитрий Коровин и начальник КГКУ «Алтайавтодор» Василий Мотуз. Об обеспечении безопасности, точках соприкосновения и развитии трансграничных отношений в дорожной сфере «МК на Алтае» рассказал начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский.

Безопасность без границ

— Ярослав Александрович, чем вызвана необходимость сотрудничества дорожников Казахстана и России и, в частности, нашего региона?

— Предпосылки в первую очередь — в международных связях наших государств. При этом большая часть транзитных перевозок приходится именно на дороги. К слову, у нас самая протяженная сухопутная граница в мире, 7,5 тыс. км, на ней расположено 30 автомобильных пунктов пропуска. Если говорить о регионах, Восточно-Казахстанская область, Алтайский край, наряду с другими территориями, — это все большой Алтай. Развитая транспортная инфраструктура обеспечит не только экономические отношения — речь идет о сотрудничестве во всех сферах: культура, образование и наука, туризм… С развитием межгосударственных связей закономерно увеличивается транспортный поток. При этом еще одна точка соприкосновения для дорожников — сложность природно-климатических условий. У Алтайского края и Восточного Казахстана они схожие. У нас суровые зимы: сильный ветер, обильные снегопады, переметы — все это может вести к росту числа ДТП и возникновению чрезвычайных ситуаций на дорогах. И задачи перед нами стоят одинаковые — обеспечить безопасность автомобилистов и снизить риски, связанные с неблагоприятной метеообстановкой.

— Расскажите о роли ФКУ Упрдор «Алтай» в прошедшем мероприятии, как оно связано со стоящими перед вами задачами?

— Наше управление, как подведомственное Росавтодору учреждение, находящееся в непосредственной близости к месту проведения учений, выполняло организационные функции, касающиеся работы российской делегации. Международные учения по этой теме проходят уже во второй раз: в 2016 году принимающей стороной выступали наши коллеги — ФКУ «Сибуправтодор». Мероприятие проходило в Омской области, и этот опыт стал подспорьем в работе. Одним из ключевых моментов в практической части было прохождение спецтехники со стороны России через госграницу. Наши подрядчики из Алтайского края, Юго-Западное ДСУ, добрались до места происшествия за считаные минуты. Хорошего показателя удалось достичь во многом благодаря тому, что алгоритм уже был апробирован. Кроме дорожников, в учениях участвовали представители краевых управлений ГИБДД и МЧС. Такое сотрудничество доказало, что ничего невозможного нет, важно действовать максимально быстро и скоординировано, ведь речь идет о жизни и здоровье людей.

— Совместные учения, где задействованы все ведомства, отвечающие за безопасность на дорогах, обычно выглядят зрелищно: большое количество спецтехники, отточенный до секунды сценарий. Как в реальности?

— Действительно, за основу берется легенда с наиболее сложными исходными данными. По условиям учений, произошло ДТП между пассажирским автобусом и грузовым автомобилем, в результате которого пострадали 20 человек, один получил тяжелые травмы. Обстановка осложнялась неблагоприятными метеоусловиями, для ликвидации последствий ЧС задействовали 49 человек личного состава и 25 единиц спецтехники, в том числе вертолет медицинской авиации, реанимобиль, тяжелую технику для расчистки дорожного полотна. Со стороны России участвовало четыре дорожные машины, одна из них — специально оборудованный для работы в режиме ЧС «КамАЗ-вахта». На службу в Юго-Западное ДСУ он поступил недавно и еще будет усовершенствован, но уже сейчас оснащен всем необходимым для помощи водителям, попавшим в сложную ситуацию на дороге, и экстренной эвакуации людей.  

Случись такая ситуация в реальной жизни, движение с обеих сторон границы было бы парализовано. Спасти и эвакуировать получивших травмы, обеспечить водителей топливом и горячим питанием, гарантировать безопасность всех попавших в беду — задачи, которые мы обязаны решать в кратчайшие сроки. Кроме того, оперативно расчистить проезжую часть для движения транспорта, организовать своевременное информирование о ситуации пользователей дорог, которые еще находятся в пути. В такой формуле нет и не может быть места случайным заминкам или пресловутому человеческому фактору. Потому и важно отладить алгоритм действий максимально точно. Таких происшествий у нас, к счастью, не было, и мы делаем все возможное, чтобы снизить их вероятность, но тем не менее должны быть в полной боевой готовности.

— Кроме практической части учений, была и камеральная составляющая. Какие вопросы удалось обсудить?

— Теоретическая часть была не менее плодотворной. Ряд рабочих встреч провел руководитель Росавтодора Роман Владимирович Старовойт — с председателем комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Мереке Кудайбергеновичем Пшембаевым, акимом Восточно-Казахстанской области Даниалом Кенжетаевичем Ахметовым. Вопросы казались перспектив развития транспортной инфраструктуры России и Казахстана. Есть определенный спектр стоящих перед государствами задач в дорожной отрасли. Готовность к диалогу, поиск целесообразных для обеих сторон путей — гарант движения вперед. Для дорожной отрасли это не пустые слова, мы ищем и находим точки взаимодействия.

Это подтвердилось и в семинарной части учений. Дорожные ведомства поделились достижениями, итогами прошедшего сезона, рассказали об инновациях. Последний вопрос звучал в докладах и ФКУ Упрдор «Алтай», и казахстанских коллег. Защита покрытий и холодная регенерация дорожной одежды — эти технологии внедряются синхронно и находят широкое применение в обоих государствах. У нас действуют одинаковые стандарты и нормативы, основополагающий документ — технический регламент Таможенного союза — вводит единые подходы к дорожному строительству, более современные и усовершенствованные стандарты. Но не бывает однозначно хорошего рецепта для устройства слоев дорожной одежды, нужно учитывать все факторы. Любая самая новаторская технология на каком-то участке трассы сработает, а где-то нет. Для этого мы и делимся опытом, ищем оптимальные подходы.

Еще одна тема — долгосрочные контракты на содержание автодорог. У нас накоплен достаточный опыт, есть что рассказать: по такой системе работаем с 2010 года. Подрядчикам это обеспечивает устойчивое финансирование, дает возможность долгосрочного планирования хозяйственной деятельности. Но это еще и стимул содержать дорогу качественно, чтобы потом не пришлось ликвидировать дефекты за свой счет. Для нас, как заказчиков, такой подход позволяет гарантированно повышать безопасность дорожного движения и качество наших трасс.

Отдельный вопрос, главный в повестке, — содержание дорог в зимний период. И здесь у нас тоже есть ряд наработок, которыми мы поделились. Учитывая особенности климата, они актуальны и для казахстанских коллег. Сюда входит и устройство тросового ограждения, снегозадерживающие заборы, применение специальных материалов для горизонтальной разметки — все средства, позволяющие обеспечить водителям лучшую видимость в сложных погодных условиях. Помогает в работе развитая система метеоконтроля, которая дает возможность не только отслеживать ситуацию в режиме реального времени, но и строить прогноз на ближайшие два-четыре часа.

В итоге теоретическая часть учений заняла гораздо больше отведенного времени, дискуссия получилось оживленной, было множество вопросов с обеих сторон. Несмотря на то, что Россию и Казахстан разделяет государственная граница, нас объединяет цель — обеспечить безопасность автомобилистов. В этом вопросе нет и не должно быть никаких преград.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 29 ноября 2017

Заголовок в газете: Безопасность без границ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру