В пилотном режиме проект был реализован в городской поликлинике № 9 Барнаула и детской городской больнице №1

Поликлиника для пациента

Проект «Бережливая поликлиника» призван обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь населению в первичном звене, минимизировать временные затраты при получении медицинской помощи, сократив время ожидания приема, диагностических исследований и тем самым увеличив время пребывания пациента в кабинете врача.

Поликлиника для пациента

Медицинская помощь — доступно и качественно

Торжественное открытие первой в крае «Бережливой поликлиники» состоялось в сентябре. Сокращение бумажной работы врачей и увеличение времени приема пациентов, создание более комфортной среды в поликлиниках президент России Владимир Путин обозначил одной из приоритетных задач в здравоохранении. В Алтайском крае при непосредственной поддержке со стороны губернатора Александра Карлина и правительства Алтайского края последовательно реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи и увеличение продолжительности активной жизни населения. Ведется масштабная работа по подготовке и закреплению на местах медицинских кадров, укрепляется материально-техническая база медицинских организаций, совершенствуется логистика оказания медицинской помощи, открыты современные центры для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, специалистами освоены новейшие методы диагностики и лечения заболеваний.

Наряду со специализированной помощью, особое внимание в регионе уделяется и развитию первичной медико-санитарной помощи, повышению ее доступности и качества, формированию пациентоориентированной среды. И это не случайно. Ведь амбулаторное звено — самое востребованное и массовое направление системы здравоохранения, от работы которого во многом зависит здоровье людей и оценка медицинской помощи в целом. С этой целью в крае с 2016 года реализуется программа «Открытая регистратура». При ее внедрении было многое сделано в плане  регламента работы регистратур, формата электронной записи, создания комфортных условий для посетителей. В 2017 году работа по совершенствованию деятельности медицинских организаций первичного звена продолжилась, но уже в рамках реализации федерального проекта «Бережливая поликлиника». Именно благодаря собственным наработкам по проекту «Открытая регистратура» Алтайский край стал одним из немногих регионов РФ, который был включен в федеральный пилотный проект «Бережливая поликлиника». В качестве площадки для его реализации были выбраны два медучреждения в Барнауле — городская поликлиника № 9 и детская городская больница № 1.

Основными задачами стало улучшение доступности медицинской помощи, создание условий для сбережения времени пациентов во время посещения медицинского учреждения, повышение удовлетворенности качеством медицинских услуг, в том числе при проведении профилактических мероприятий.

При реализации проекта приоритетное внимание было уделено следующим направлениям: открытая регистратура и новый облик поликлиники, сокращение бумажной документации, переход на электронный документооборот, оптимизация работы клинической лаборатории, участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, оптимизация внутренней логистики поликлиник, разделение потоков пациентов. Для формирования плана первоочередных мероприятий был проведен аудит технологических процессов в поликлинике, разработаны и утверждены дорожные карты и определены их целевые показатели.

Среди пациентов и персонала медицинских организаций было проведено анкетирование, сбор информации и предложений по улучшению организации работы. Полученные результаты позволили определить наиболее проблемные вопросы и наметить пути их решения в поликлиниках.

Поликлиника начинается с регистратуры

В рамках проекта особое внимание было уделено регистратуре. Ее работа в пилотных поликлиниках также была организована в формате «Открытая регистратура», благодаря чему для пациентов создана удобная и комфортная среда. Кроме того, администратор и страховой представитель страховой медицинской организации обеспечивают консультирование и индивидуальное сопровождение посетителей. 

Также в ходе проекта в обеих пилотных поликлиниках появилась удобная и наглядная навигация, комфортные зоны ожидания, информационные стенды и плакаты, новые подходы в работе персонала.

В целях снижения очередей и времени ожидания получения талонов на прием в пилотных поликлиниках введено электронное расписание работы врачей и диагностических услуг, в том числе с возможностью записи к врачу через региональный портал и единый портал госуслуг, а также инфоматы в холлах. Оптимизирована работа с амбулаторными картами, изменены алгоритмы действия персонала, организован кол-центр.

Помощники пациентов

В реализации «бережливых» технологий медицинским организациям сегодня эффективно помогают страховые представители. Непосредственно в лечебном учреждении они оказывают помощь пациентам при возникновении вопросов, связанных с получением медицинской помощи, обеспечивают сопровождение застрахованных на всех этапах ее оказания, включая прохождение профилактических осмотров и диспансеризации, еженедельно проводятся социологические опросы (анкетирование) по оценке доступности и качества медицинской помощи. По результатам опросов пациенты положительно оценивают происходящие изменения в работе поликлиник.

Институт страховых представителей — важный элемент эффективной пациенто-ориентированной модели обязательного медицинского страхования, который внедряется в соответствии с разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом ОМС дорожной картой. Ее конечный маршрут — создание к 2018 году трехуровневой системы страховых поверенных. Проводить эту важную работу государственного масштаба поручено страховым медицинским организациям, работающим в сфере обязательного медицинского страхования.

Проект получил развитие

Положительный опыт, полученный при реализации федерального пилотного проекта «Бережливая поликлиника», в крае начал тиражироваться и в других медицинских организациях. В текущем году еще 12 медучреждений региона перейдут на новые «бережливые» технологии. Так, с сентября текущего года к проекту «Бережливая поликлиника» присоединились Славгородская ЦРБ, Центральная городская больница Белокурихи, Алтайский краевой кардиологический диспансер, поликлиника № 1 Барнаула, городская поликлиника № 7 и городская детская поликлиника

№ 9, а с октября — стоматологическая поликлиника № 3 Барнаула, Алтайская краевая офтальмологическая больница, городская больница № 5 Барнаула, КГБУЗ «Городская больница № 4 г. Бийска», городская детская больница Бийска, городская больница № 2 Рубцовска. Во всех медицинских организациях, включенных в проект, разрабатываются дорожные карты и тактический план реализации первоочередных мероприятий.

В 2018 году проект «Бережливая поликлиника», наряду с программами «Формирование здорового образа жизни» и «Новые кадры современного здравоохранения», Минздрав РФ включил в число трех приоритетных проектов, которые будут реализовываться в масштабах России. В ближайшие два года более 200 поликлиник по всей стране будут «перепрофилированы» в «бережливые».

«Бережливая поликлиника» — это проект для пациентов и его главная цель — улучшить работу первичного звена, повысить доступность и качество медицинской помощи населению, сделать поход к врачу более комфортным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: Поликлиника для пациента

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру