Как работают оперативники Алтайского края

Начальник управления уголовного розыска краевого ГУ МВД России рассказал о трудовых буднях и некоторых итогах работы

Работа опера — это не только огромный объем рутины, но и задержания, засады, сутки дежурств, риск и тяжелый контингент. Для граждан важно ходить по улице и не оглядываться по сторонам, быть уверенными в безопасности родных и близких. И если все спокойно — значит, оперативники хорошо делают свое дело. В профессиональный праздник о трудовых буднях и некоторых итогах работы корреспонденту «МК на Алтае» рассказал Эдуард Сороколетов, начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Алтайскому краю, полковник полиции.

Начальник управления уголовного розыска краевого ГУ МВД России рассказал о трудовых буднях и некоторых итогах работы

Рано или поздно дачные воры попадаются

— Эдуард Олегович, как вы оцениваете показатели вашего подразделения в текущем году? Насколько улучшилась раскрываемость?

— В Алтайском крае, как и в целом по России, идет снижение уровня преступности, улучшается оперативная обстановка. У нас сегодня зарегистрировано более 4 000 преступлений. Стало меньше убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Некоторые категории, к сожалению, выросли. Например, изнасилования. Однако в целом зафиксирован рост показателей раскрываемости. В 2016 году было 66,4%, в этом году — 67,5%.

— Что вызывает особое беспокойство?

— Очевидно, что в первую очередь это тяжкие и особо тяжкие преступления. Убийства и тяжелые травмы, связанные с ножевыми ранениями. Одна из проблем региона — скотокрадство и другие имущественные преступления: кражи со складов, баз и магазинов. Уголовный розыск уделяет особое внимание нейтрализации организованной преступности как в Барнауле, так и в других городах и районах края. Задержаны четыре группы, подозреваемые по статье «Бандитизм» и шесть — за создание преступного сообщества.

— Каков портрет преступника?

— Типичная картина: грабеж или кража, совершенная гражданином в возрасте 16-30 лет. В половине случаев он — ранее судимый, но не вставший на путь исправления. Если говорить о преступлениях против личности, то здесь встречаются самые разные ситуации. Чаще всего они связаны с драками на почве алкоголя и поножовщиной.

— У граждан по-прежнему низкий уровень правосознания? Часто ли они предпочитают решать конфликты незаконным способом?

— Такого почти нет. Как мне кажется, граждане стали более законопослушными.

— В 1990-х — шапки, в 2000-х — телефоны, а что сейчас чаще всего берут уличные грабители?

— Шапки точно уже в прошлом. Есть единичные случаи, когда срывают золотые цепочки. Добычей грабителя чаще всего становятся мобильный телефон или женская сумочка со всем ее содержимым.

— Какова ситуация по автоугонам и кражам из автомобилей?

— По этой проблеме у нас работает специальный отдел из 12 человек. Здесь тоже удалось переломить оперативную обстановку. По кражам автотранспорта в 2016 году раскрываемость была 36%. Сейчас — 56%. Результаты говорят сами за себя. Мы ликвидировали группы угонщиков. Осталась «мелочь»: угнал «москвич» или «жигули», прокатился, попался. Лица, угонявшие дорогие иномарки, задержаны. В этом году таких набралось четыре группы, в том числе «залетные» из других регионов. Кражи из машин совершаются каждый день, но существенного влияния на криминогенную обстановку не оказывают. Магнитолы похитителей интересуют все меньше. Теперь чаще снимают колеса и аккумуляторы, чтобы сдать в ближайшую «приемку». Мы регулярно проверяем такие места, в том числе ломбарды и авторазборы.

— Среди подростков проводится большая работа по профилактике и предупреждению правонарушений. Дает ли это результат?

— С ними занимаются подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). За каждым из них закреплен сотрудник уголовного розыска, который вместе с ПДН работает по этому вопросу. Чаще всего подростки идут на кражи, есть среди них и «серийщики». Эта ситуация на контроле, и подобные преступления, как правило, раскрываются.

— Осень-зима — время, когда активизируются дачные воры...

— Такая проблема есть в Алтайском крае. В основном она актуальна для Центрального и Индустриального районов Барнаула, а также Первомайского района. Мест, где сосредоточено много садоводств. Как правило, кражи совершаются сериями. Профилактика на местах плачевна. Дачные сторожа обычно ничего не видят, если есть камеры в садоводстве — то одна на въезде, хотя мы прекрасно понимаем, что злоумышленники будут выносить там, где удобнее и ближе. Повторюсь, проблема есть, но мы переламываем ситуацию. Давно ушли времена, когда было по 100-150 нераскрытых краж в одном районе. Рано или поздно дачные воры попадаются. Как говорится, сколько веревочке не виться...

Руководители УУР ГУ

Смекалка и порядочность

— Несмотря на серьезные усилия по профилактике, граждане часто страдают от телефонных и кибермошенников...

— Практически всегда злоумышленник орудует из другого региона. Чаще всего из Москвы, Липецка, Самары, Новосибирска. С целью противодействия проблеме и улучшения оперативной обстановки руководством ГУ МВД по Алтайскому краю создан отдел по раскрытию резонансных преступлений управления уголовного розыска, специализирующийся на таких видах мошенничества. Отдел доказал свою эффективность. В 2016 году раскрыто 18% таких дел, в этом году показатель вырос до 23%. Мы регулярно выдаем профилактическую информацию по всем каналам. Еще раз напомню простые правила безопасности: не перечислять предоплату неизвестным лицам, обращать внимание на предупреждающие надписи на сайтах, читать отзывы об их работе, сразу прерывать разговор, если просят пройти к банкомату или сообщить данные карты.

— Какова кадровая ситуация в управлении уголовного розыска? Достаточно ли подразделения укомплектованы?

— К сожалению, служба в уголовном розыске не только почетна, но и трудна, и в настоящее время по штатному расписанию положено 845 сотрудников, но не хватает 55 человек. Есть сотрудники, по 20 лет отработавшие «на земле», но многие уходят по выслуге. Не каждый способен трудиться круглосуточно и без выходных. Не хватает профессиональных вузов, готовящих кадры для уголовного розыска. В Барнауле БЮИ выпускает следователей и участковых. В Омске есть соответствующая академия, но для Алтайского края она готовит по пять сотрудников, которые поступают из столицы нашего региона. И не факт, что они потом вернутся сюда. Один женился, другой нашел работу в Омске... В итоге берем из БЮИ или гражданских вузов и доучиваем сами.

— Какими качествами должен обладать хороший оперативник?

— Это смекалка, человечность, порядочность и ответственность перед законом, умение общаться с гражданами, принимать взвешенные, продуманные решения и быстро ориентироваться в обстановке. Работа психологически сложная. Скажу, что приобретенные знания и опыт важнее врожденного таланта. Поэтому нужно много трудиться, перенимать опыт старших коллег.

— Как вы пришли в милицию?

— После армии работал на Барнаульском котельном заводе, по направлению предприятия пришел в Октябрьский райотдел милиции. Работал в охране, потом дали направление на поступление в Омскую академию МВД. Четыре года отучился и вернулся в Октябрьский район Барнаула. Здесь работал оперуполномоченным, заместителем начальника розыска, на руководящих должностях в Октябрьском и Железнодорожном районах. Затем пригласили в аппарат уголовного розыска, где я возглавлял подразделение оперативно-разыскной части, связанной с имущественными преступлениями. Далее стал заместителем начальника уголовного розыска по имущественному блоку. С июля 2011 года — в нынешней должности.

— Помните эмоции после первого раскрытого преступления?

— Да какие эмоции, просто делал работу. Поехали на вызов из поселка Восточного в Барнауле. Там у гражданина украли двух куриц. Приехали, сделали подворовый обход, нашли жулика, изъяли птицу и вернули владельцу. Рутинная работа во имя единственной цели — установления истины.

— Вы и ваши сотрудники участвовали в командировках на Северный Кавказ?

— Участвуем регулярно. Недавно шестеро человек вернулись из Чеченской Республики. Сейчас двое от нас находятся в Дагестане. Каждые полгода идет пересмена. С местными сотрудниками МВД они участвуют в раскрытии преступлений, профилактике и спецоперациях. Я шесть раз был в Чечне и два раза в Дагестане, в том числе в длительных командировках. В 2001 году три месяца служил начальником уголовного розыска города Шали, в подчинении — 50 командированных и 10 чеченских милиционеров. В 2007 году полгода был начальником криминальной милиции Шали. Четыре раза проводил оперативно-разыскные мероприятия по 10-15 дней по розыску преступников, которые выехали с Алтайского края и скрылись на Кавказе.

— В честь профессионального праздника что пожелаете подчиненным и ветеранам одной из самых важных служб в полиции?

— Праздник прошел в рабочем режиме. Короткое поздравление коллег перед планеркой, и никаких застолий. В первую очередь хочу поздравить ветеранов нашей службы. Пожелать им крепкого здоровья, поблагодарить за вклад в общее дело борьбы с преступностью, за опыт и поддержку молодых сотрудников. Личному составу желаю выдержки и самообладания, профессионального мастерства, удачи и оптимизма в нашей непростой работе!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: Опыт и знания важнее врожденного таланта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру