Барнаульских школьников обучат в детской автошколе

Она открылась в рамках партнерского проекта «К движению без ограничений!»

В одном из специализированных учебных заведений Барнаула появилась собственная автошкола. Здесь учатся особенные дети, которым нужен специальный подход. Такой подарок сделал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках партнерского проекта «К движению без ограничений!». На торжественной церемонии открытия побывал корреспондент «МК на Алтае».

Она открылась в рамках партнерского проекта «К движению без ограничений!»

Вместо предисловия

Недавно стала свидетелем ситуации. Женщина и ребенок стоят у пешеходного перехода. На вид пареньку лет 14-15. Он крепко вцепился в мамину ладошку. Ждут, когда загорится зеленый свет. И вот — можно идти. Но на середине дороги, увидев приближающийся автобус, мальчик пугается, пытается вырваться и вернуться назад. Загорается красный. Машины сигналят. Водители кричат, мягко скажем, выражают недовольство. Мама тянет ребенка вперед, пытаясь успокоить и подбодрить.

Встретились на остановке. Разговорились. Женщина объясняет: сын — инвалид. Им редко удается выбраться в город, а все незнакомое его пугает. «Каждый выход для него стресс», — признается она. И Ваня, так звали подростка, — не исключение. Таких ребятишек вокруг нас сотни.

Посмотрю налево, потом направо

Территория возле Барнаульской школы-интерната № 6, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, превратилась в автогородок. Здесь разместили городской перекресток с пешеходными дорожками, светофорами, дорожными знаками, остановкой, железнодорожным переездом и даже постом ДПС.

Вот загорелся зеленый свет, и школьницы вышагивают по зебре. Видно, что каждое движение дается не просто. У девочек ДЦП. Но на лицах — счастье. У них все получается. Задача усложняется. На проезжую часть выезжают машины (специально оборудованные электро- и веломобили). Десятилетняя Наташа мастерски проезжает участок, соблюдая правила дорожного движения, пропуская пешеходов. Заключительный этап — парковка. Зрители в восторге. Кто-то кричит: «Браво!» Такому виртуозному вождению могут позавидовать и некоторые взрослые водители.

Нарушил движение лишь велосипедист Саша. Подъехав к «зебре», он не сразу сообразил, двигаться ли ему на зеленый или дождаться красный. Он ведь вроде не пешеход, но и не водитель. Выручил госавтоинспектор, который жезлом показал, когда нужно трогаться. В этой роли сегодня Геннадий Кузнецов, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по Барнаул.

Конечно, чтобы достойно выступить перед гостями праздника, посвященного открытию автогородка, дети репетировали. Да не один день.

— Я ужасно волновалась. Думала, вдруг от страха, что-то забуду, напутаю. Но у меня все получилось. Правда? — ищет маминой поддержки 12-летняя Марина.

А вот Полина немного расстроена. Она тоже хотела участвовать в выступлении, но опоздала. Мама задержалась на работе, а одну девочку не отпускают даже до школы, хотя она и живет практически в соседнем доме.

— Но правила дорожного движения я знаю! — уверяет девчушка.

— И что будешь делать, когда подойдешь к пешеходному переходу?

— Посмотрю налево, потом направо. Если машин нет, буду переходить, — демонстрирует она знания ПДД.

На раз-два не научишь

Барнаульская школа-интернат № 6 — особенная. Здесь учатся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Диагноз многих — детский церебральный паралич.

— При ДЦП нарушается деятельность мозга. Этим детям не только сложно передвигаться, но и концентрировать внимание, запоминать, ориентироваться в пространстве. Им нужен особый подход. На раз-два не научишь, как действовать в тех или иных ситуациях на дороге. Нужна практика, постоянная, каждодневная, чтобы поведение и навыки были отработаны до автоматизма, — объясняет важность такой автошколы директор интерната Елена Шарапова.

А вот первоклашка Дарина. У девочки синдром Дауна плюс ДЦП. Малышка всегда под присмотром взрослых: родителей, учителей, бабушек. Мама верит, что с возрастом дочка станет более самостоятельной, а полученные в автошколе знания помогут ей лучше ориентироваться в городской среде.

— Ей нужно все объяснять очень подробно, доходчиво, по нескольку раз. Вот мы подошли к светофору. Сейчас горит зеленый. Можем идти. Не всегда на это есть время. Торопимся в школу или к врачу. Теперь в автошколе она сможет отработать эти навыки, все со временем усвоить, а затем уже, когда немного подрастет, применить на практике, — говорит мама девочки Елена.

Пока взрослые обсуждают важное событие, малышня активно осваивает автогородок, пробуя себя то в роли пешехода, то водителя. Каждому хочется прокатиться на машинке, покрутить педали веломобиля.

— Это тоже элемент реабилитации. Многим деткам не подходят обычные велосипеды, а тут, посмотрите, и ножка фиксируется, и спинка, и осаночка ровная. С каким удовольствием они катаются! Это, кроме всего, отлично развивает двигательную активность, — делится впечатлениями одна из мам.

После школы за правами

Ребята постарше прошли в автокласс. Здесь им предстоит изучать правила дорожного движения в теории. Оснащенности кабинета могут позавидовать даже продвинутые автошколы. В центре — магнитная доска с разметкой. Расставив на ней фигурки людей, знаки и автомобили, можно смоделировать любую ситуацию на дороге. В углу — автотренажер. Внешне он похож на настоящий автомобиль, только без дверей и без крыши. Есть руль, коробка передач, педали газа, тормоза и сцепления. На нем дети научатся трогаться, тормозить и парковаться.

Мальчишки и девчонки выходя с пробного занятия, переговариваются:

— Круто. После школы пойду сдавать на права!

— Я в деревне живу. Папка иногда дает по проселочной порулить. Так что водить уже умею. Правила выучить осталось, — хвалится 15 летний Костик.

— Я тоже водительские права хочу. У меня старшая сестра машину водит. Мне кажется, и у меня получится, — вступает в разговор 10-классница Маша.

— Среди наших выпускников есть ребята, которые права получили и водят машины. К нам в гости, бывает, приезжают. Тут, конечно, многое зависит от степени заболевания. В любом случае полученные навыки будет полезны каждому, — уверяет директор интерната.

Первые в крае, 39-е в России

— В Алтайском крае есть автогородки, но с таким оснащением — это первый. Здесь есть все, чтобы научить ребенка грамотно действовать на проезжей части, ориентироваться в различных дорожных ситуациях, чувствовать себя уверенно. Возможно, в процессе обучения и будут ошибки, но лучше отработать их здесь, чтобы не допустить на реальной дороге, — комментирует Геннадий Кузнецов.

Проект «К движению без ограничений!» реализуется в России с 2012 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и компанией KIA Motors Rus. За это время по всей стране от Калининграда до Владивостока построили 48 автогородков с учебными классами. Алтайский край стал 39-м регионом, получившим такой подарок.

— Проект сложный, дорогостоящий. Нужно понимать, что это не просто игрушка для развлечения во внеурочное время. Это отработанная методика, опробованная в десятках учебных заведений. Она направлена на социальную интеграцию детей с ОВЗ. Цель — научить их безопасному поведению в городской среде, расширить их жизненные возможности и перспективы, — рассказал советник председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Александр Фисенко.

Он признался, что организовать подобные автогородки в каждой школе, где учатся дети с инвалидностью, увы, пока нереально. Но те, что уже существуют, могут стать базовыми площадками для всех желающих.

— Такая практика работает в регионах России. Надеюсь, она будет применяться и в Барнауле, — пожелал Фисенко.

P. S.: Имена детей в материале изменены.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2017

Заголовок в газете: Расширили возможности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру