Депутат Госдумы РФ призвал «расстрелять» рэперов за «музыку помоек»

Что думают в Алтайском крае о популярности рэп-культуры

Выступление депутата нижней палаты российского парламента Виталия Милонова в очередной раз вызвало резонанс в медиапространстве. Политик радикально оценил набирающую популярность рэп-культуру, заявив, что стоит «расстрелять» рэперов Оксимирона и Гнойного за их «музыку помоек». Ранее другой народный избранник обратился в прокуратуру с просьбой изучить содержание текстов, озвученных рэперами на поединке, который посмотрели в Интернете 20 млн раз, на предмет экстремизма, призывов к разжиганию межнациональной розни, а также оскорбления чувств верующих. Что думают в Алтайском крае о популярности рэп-культуры — в рубрике «Призма».

Что думают в Алтайском крае о популярности рэп-культуры

Антиэстетика с правом на существование

Сергей Мансков, декан факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ:

«Популярность рэп-культуры — это ни хорошо и ни плохо. Она существует как часть общей культуры в своих рамках, по своим правилам и говорит на собственном языке. Да, это своего рода псевдо- или антиэстетика. Себя к поклонникам жанра не отношу, но не считаю, что его не должно существовать. Иногда наблюдаю за тем, что происходит в этой сфере, но удовольствия не получаю. Не очень правильно, что за счет популярности этого направления миллионами тиражируются экстремистские идеи, популяризируется ненормативная лексика. Но таков формат: битва исполнителей предполагает соответствующий тип коммуникации. Было бы странно, если бы эти люди обращались друг к другу «милостивый государь» и «ваше высокопревосходительство». Все это не умаляет того, что оба рэпера — люди образованные. В их текстах можно найти отсылки к классикам поэзии и литературы.

Во все времена были периоды, когда культура проходила через некие точки слома, возникал авангард или нечто похожее, отрицающее то, что существовало ранее. Можно ли назвать рэперов поэтами нового века? Пожалуй, действительно есть то, что роднит эти явления. Сегодня рэп-культура не больше, чем развлечение для молодежи. Может ли это увлечение вылиться в протестные настроения и вывести людей, скандирующих стихи как речевки, на улицы — вызывает сомнения».

Кумиры молодых

Александр Молотов, депутат Алтайского краевого законодательного собрания:

«Все разговоры о борьбе с тлетворным влиянием Запада не что иное, как возвращение к советскому прошлому. Не вижу смысла бороться с явлением, которое приветствует молодежь, если речь не идет о нарушении законодательства. Напротив, стоило бы понять, почему это происходит, интересно осмыслить феномен взлета популярности рэпа. Появился он не одно десятилетие назад, но не выделялся на общем фоне. Сейчас это целая культура, вокруг которой формируется собственная идеология. Сам слушаю некоторых российских исполнителей. Интересны те же баттлы. Правда, ни один до конца осилить так и не удалось: смущает стилистика текстов, обильно сдобренных нецензурщиной.

Некоторые пытаются сравнивать рэперов с поэтами-классиками, героями вечеров в Политехническом музее, тем же Вознесенским. Здесь восторженных отзывов не разделяю. Мне кажется, это невозможно. Бесспорно, есть тексты очень образованных людей, пишущих и читающих рэп. Их интересно слушать, находить новые метафоры. Но это пока в России частный случай.

Каждому поколению свойственно создавать кумиров. В 80-90-х были рокеры, сейчас для многих — рэперы. То, что эти исполнители могут объединить вокруг себя людей, как Цой или ДДТ в эпоху перемен, — вполне возможно. Они могут агрегировать и некий протест. Но пока, на мой взгляд, нет ни соответствующего запроса у публики, максимально дистанцированной от политики и считающей ее «зашкваром», ни фигуры лидера среди самих исполнителей».

Трек вместо протеста

Антон Понкрашев, политический блогер:

«Оценивать рэп-культуру с точки зрения хорошо или плохо — это полнейшая глупость. Когда я слышу аргументы, что рэп разрушает русский язык, поэтому он ужасен и его надо запретить, у меня сразу возникает вопрос об адекватности человека, произнесшего это. Рэп-культура просто есть, и это надо признать, а не пытаться срубить дешевого хайпа, как это делает Милонов. После его последнего заявления он должен сдать мандат и перестать представлять мои интересы как избирателя. Если у него есть претензии к рэпу, то пусть их выскажет на баттле.

Я довольно часто слушаю рэп. Мое знакомство, кстати, с этой музыкой началось с Оксимирона. Я стал слушать Мирона Яновича где-то с 2011 года, когда про него мало кто знал, но уже тогда его треки звучали так, как ни один русский рэпер не делал, это было что-то новое и цепляющее. За его творчеством следил с самого момента его становления рэп-звездой. Главная фишка текстов — смысл. Ни один рурэпер не закладывает такое количество смыслов, да еще и с такой мощной подачей. И еще одна важная вещь, почему его треки цепляют, — в них есть самокопание и надрыв. Для подростков свойственно копаться в себе и искать ответы на вопросы, а Мирон в своих треках помогает их найти.

Считать рэп выражением протеста я бы не стал. Раньше были Бродский, Есенин, Маяковский, теперь Оксимирон, Schokk, Гнойный. Да, кто-то из них высказывает критическую позицию по отношению к власти, кто-то поддерживает Навального, но идти на баррикады никто из них не готов, записать трек — пожалуйста, идти на улицы — нет. Опять же есть рэперы, которые поддерживают Владимира Путина и его политику. Поэтому протест в рэпе скорее похож на молодежное желание что-то менять, не более».

Битники XXI века

Сергей Шаргунов, писатель, депутат Госдумы РФ:

«Нужно признать, жанр рэп-баттла держится не на безобидном юморе. Главной задачей остается «опустить» и задеть противника, жестко и резко. Многими это воспринимается как абсолютная чернуха, непотребщина. В Сети можно найти ролики, на которых видно, с каким интересом следят за баттлом Гнойного и Оксимирона на других континентах. Но вместе с миллионами тех, кто в восторге, есть миллионы тех, которые плюются.

И все же, вместо того чтобы ханжески хватаясь за голову говорить об обесцененной лексике в рэпе, как мне представляется, нужно видеть в нем нечто живое и творческое. Лично мне очень интересно наблюдать, как он перекликается с классической литературой. Отчасти творчество рэперов напоминает битников и некоторых шестидесятников. Удивительно много аллитераций, созвучий между «Россия воскресе» Андрея Вознесенского и «Неваляшкой» Оксимирона. Сам рэпер демонстрирует познания в истории и литературе, цитирует скороговоркой стихотворение Гумилева «Слово». Все это обнадеживает.

При этом явление популярности рэп-культуры не стоит, на мой взгляд, связывать исключительно с нашими реалиями. Это то, что ветер принес, — мировая культура. Вопрос в том, во что это превратится дальше и как долго будет существовать. Хочется верить, что это не просто музыка и песни».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Эпатаж против пафоса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру