Детская писательница Елена Ожич готовит сборник стихотворений про ударения

Книги как люди

Торты, порты, аэропорты… Правильно расставлять ударения детей учат с первого класса. Кто-то быстро справляется с задачей, для кого-то это становится настоящей проблемой. Что уж скрывать, бывает, и взрослые неправильно произносят слова. Алтайский детский писатель Елена Ожич решила помочь маленьким читателям и их родителям разобраться с ударными и безударными слогами с помощью стихотворений. Совсем скоро выйдет сборник стихов «Ревень и щавель», который поможет запомнить, как нужно правильно ставить ударения в некоторых сложных случаях.

Книги как люди
Фото: Екатерина Пушкарская

История про хомячка

— Елена, как возникла идея написать стихотворения про ударения?

— Все вышло случайно. Русский язык довольно сложный, и мало кто знает правила в совершенстве. Сама часто ошибаюсь, тем более что не филолог. Однажды меня поправили. Я не обиделась, а отшутилась, вышла в обеденный перерыв и, пока стояла в очереди в магазине, сочинила стишок про семейство гренков. Выложила у себя на «Фейсбуке». Пошутили, посмеялись, на следующий день к обеду появилось новое стихотворение, и так каждый день да через день. По мере написания выставляла их в соцсеть. В комментариях тем временем развернулось целое обсуждение сложностей русского языка: что ни слово — то сюжет для стишка. «А вот про «по средам» сможешь?» — «А смогу». В комментариях знакомая намекнула, что это уже цикл и пора издавать сборник. Подумала: а почему нет? Так вот и родилась идея. Это будет небольшая книга формата А5. В нее войдут 22 стихотворения и 12 иллюстраций в исполнении Юлии Казаниной. Так как ударения — вещь серьезная, в качестве консультанта пригласила кандидата филологических наук Ирину Шестухину.

— Этот сборник можно будет купить в книжном магазине?

— Тираж будет небольшой. Часть уже продана на стадии предпечатной подготовки, часть поступит в краевую детскую библиотеку им. Н. Крупской, в другие библиотеки. Проведем презентацию, на которой гости и смогут приобрести «Ревень и щавель. Стихотворения про ударения».

— Как давно ты взялась за перо? Как рождаются твои стихи и сказки?

— Стихи начала писать в подростковом возрасте. Несчастная любовь, переживания и все такое… Детскую прозу — когда было за 30 лет. Помню, мы с дочкой гуляли на улице, она с подружками на площадке, я на лавочке — наблюдаю. А в голове складывается какая-то сказочная история. Пришла домой, записала. Но я не считаю себя профессиональным писателем. На мой взгляд, это человек, который живет творчеством и этим зарабатывает. У меня работа, семья, дети. Мои произведения рождаются сами собой, иногда независимо от моего желания. Бывают периоды, когда не пишется вообще. И что странно, это происходит именно тогда, когда в жизни все спокойно и размерено. Как только начинается круговерть: завал на работе, дома передряги, времени и сил на творчество, кажется, нет совсем — и тут начинается…

Этим летом я заболела. На больничный уйти не смогла: были определенные обязательства. Сижу, работаю еле живая, и тут меня осенило: нужно записать историю про хомячка. Вот прямо сейчас, сию минуту, иначе забуду.

Идеальных текстов не бывает

— Кто твой первый читатель и критик?

— Наверное, сама. После того как произведение закончено, откладываю его на какое-то время. Через месяц-два вновь возвращаюсь, перечитываю. Каждое стихотворение любишь, пока его пишешь. Проходит время, смотришь на них по-другому, уже более критично. Если произведение стоящее, с ним начинает происходить что-то интересное. Например, по мотивам моей сказки «Валяный сапожок» детский театр «Хамелеон» поставил спектакль. Очень достойный.

— Сколько твоих книг уже издано?

— Десять. В основном это детская литература. Приняла решение, что не буду в творчестве брать на себя какие-то обязательства. В жизни их и так предостаточно. Здесь не хочу зависеть от планов, заказов. Пишу, как пишется. Но всегда помню о том, что идеальных текстов не бывает, и поэтому, сколько бы раз ни открыла файл с текстом, столько раз и внесу правки.

— Сложно издаваться авторам с периферии?

— Сложно. Чтобы заинтересовать собой какое-нибудь крупное издательство, малоизвестному автору нужно иметь талант, граничащий с гениальностью, время, упорство и, что немаловажно, везение. В почтовых ящиках больших издательств завал рукописей со всей страны, который называется «самотеком». Будет ли хорошо продаваться неизвестный автор, этот вопрос, пожалуй, самый важный для издателей. Есть еще литературные конкурсы, но далеко не каждый из них в качестве приза предлагает издание отдельной книги или в сборнике. Редкий случай — наш краевой конкурс. Правда, количество издаваемых книг в последние два года сократилось.

Сборник «Ревень и щавель» будет издан на средства, собранные по принципу краудфандинга. Была открыта предварительная продажа печатных экземпляров. Могу честно сказать, что большинство покупателей «Ревеня…» — это не мои родственники и близкие друзья, которым не жалко денег и они решили меня поддержать. В большинстве это бывшие коллеги, сетевые знакомые и даже совсем незнакомые люди. Прежде чем дать им номер карты, я их спрашивала: «А вы стихи прочитали? Как вам? Если не нравится, зачем вы будете это покупать?» И так продалось 133 экземпляра, причем большая часть — за две недели сборов. Собранные средства пойдут на оплату типографских и других расходов. Книга будет издана в серии «Писатели Алтайского края — детям» библиотеки имени Надежды Крупской.

Если окажусь на необитаемом острове, подойдут и дамские романы…

— Многие родители жалуются: дети совсем перестали читать. Разделяешь их мнение?

— Не знаю. У меня с моими детьми такой проблемы нет. Младшая дочка рано начала проявлять интерес к книгам. Когда был год с небольшим, ей попалась на глаза энциклопедия про животных. Довольно объемная, серьезная, для школьников. Варя подолгу листала, смотрела картинки, слушала мои пересказы о зверях. Когда со старшей дочкой ездили в библиотеку, брали ее с собой. С трех лет у нее читательский билет. Арина — тоже читающий ребенок. Правда, сейчас у нее подростковый возраст, появились другие интересы. Увлеклась фанфиками (любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства: кинофильмов, телесериалов, аниме и прочее). И я была приятно удивлена, узнав, что она их не просто читает, но и переводит с английского на русский, а затем выставляет в соцсети в группе любителей фанфиков. Думаю, это тоже полезное занятие, близкое к творчеству.

— То есть нет смысла настаивать, чтобы подросток читал литературу?

— Заставить невозможно. Прививать интерес к книгам нужно мимоходом, ненавязчиво, а уж тем более без насилия. Вот, например, мы со старшей дочерью посмотрели сериал «Голодные игры». У меня осталось много вопросов, которые по сюжету были непонятны. Взяла у знакомых все книги «Голодных игр». Читала сама, обсуждала с Ариной, а потом и ей захотелось прочитать. Если родители не помнят, когда они в последний раз брали книгу в руки, что они могут требовать от ребенка?

— А ты была читающим ребенком?

— Да. Хотя читать научилась поздно, перед самой школой. И увлеклась. Родители, кстати, меня в этом поддерживали. В школьном возрасте была записана в три библиотеки. Мама приносила литературу из заводской библиотеки, в старших классах давала деньги на книги.

— У тебя есть какие-то предпочтения в выборе произведений?

— Может быть, это не очень хорошо, но я, как говорится, «всеядна». Правда, не люблю дамских романов и детективов. Но если вдруг окажусь на необитаемом острове, а почитать кроме этого будет нечего, не откажусь и от них. Книги как люди. В каждом человеке можно найти что-то стоящее, интересное. Так и с произведениями. Вот недавно прочитала «Лавра» Евгения Водолазкина. О нем много говорили. Кто-то хвалил, кто-то ругал. У меня он с первого захода не пошел. Через какое-то время, перед его приездом в Барнаул, вернулась к «Лавру», и во второй раз прочитала не без интереса и хорошего послевкусия. Не потому что Водолазкин приезжал, я даже на встречу с ним не смогла пойти. Просто читала книгу уже другим человеком: мы ведь меняемся почти каждый день.

— С каких книг ты бы посоветовала прививать интерес у ребенка к чтению?

— Ничего бы не посоветовала. Говорить о детских классиках — хорошо, правильно, но их и так все знают. Вообще, я против составления какого-то определенного списка литературы, которую должен прочитать ребенок. Самый хороший тут способ: сходите в библиотеку, с малышом или без, полистайте те книги, которые вам понравятся. И берите их — на время в библиотеке или в магазине навсегда. Когда ребенок подрастет, ходите вместе с ним, и пусть он сам решает. В этом вопросе у него должно быть право выбора. Вам нужно только определить круг этого выбора — предложить три-пять-десять книг, но читать те, которыми он сам заинтересуется. По спискам он и в школе начитается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Книги как люди

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру