Сотни детей-сирот не могут получить положенное по закону жилье

Даже судебное решение в их пользу не всегда меняет ситуацию

Согласно российскому законодательству, у каждого сироты есть право на получение жилья. На деле все оказывается не так-то просто. На то, чтобы обрести крышу над головой, зачастую уходят годы. Чтобы добиться положенных квадратных метров, они вынуждены обивать пороги кабинетов чиновников и обращаться в суд. Но даже судебное решение в их пользу не меняет ситуацию. Исполнять его никто не спешит.

Даже судебное решение в их пользу не всегда меняет ситуацию

«Думали, дочка родится уже в нашей квартире…»

В редакцию «Московского комсомольца на Алтае» обратились несколько женщин. Имея статус детей-сирот, они уже не первый год находятся в ожидании положенного им жилья. У каждой — по увесистой папке, в которой хранятся накопленные за годы документы: решения судов, иски о возбуждении исполнительных производств судебными приставами, ответы власти, общественников, депутатов.

— Куда мы только не обращались, не жаловались! Но проблема обеспечения жильем не решается — только отписки, — протягивает документы одна из них.

Истории и судьбы у наших гостей разные. Когда Татьяне было 10 лет, умерла мама. Сначала девочка воспитывалась у одной бабушки в деревне, потом у другой — в Барнауле. Отец, который ушел из семьи, когда ей было всего два года, лишен родительских прав. В колледже, куда Татьяна поступила после окончания школы, она познакомилась с будущим супругом Егором. Тоже сиротой. Отец и мать были лишены родительских прав, и с 12 лет парень вместе с сестрой воспитывался в детском доме. За эти годы дом, закрепленный за ними, обветшал и был признан непригодным для проживания. Возвращаться после окончания колледжа ему оказалось некуда.

Семейная пара живет вместе с бабушкой Татьяны по отцовской линии. В частном доме, разделенном на две половины. В одной — старушка. Тут же отец, некогда лишенный родительских прав. В другой, на 20 «квадратах» — молодая семья. Удобства на улице, печное отопление, а главное — очень тесно. За годы ожидания у супругов Русаковых родились двое детей.

— Ко всему, конечно, можно привыкнуть и приспособиться. Стараемся, чтобы нашим детям было тепло, уютно, комфортно. Чтобы малышек помыть, воду греем. Ковры стелем, чтобы по полу не дуло. Знаем, что нам жилье по закону положено, а чиновники обязательства не исполняют. Разве это справедливо? Почему мы должны выпрашивать, унижаться? И так в течение нескольких лет, — недоумевает Татьяна.

Она стоит в очереди на жилье с 2013 года, ее муж — с 2014-го. В 2015-м состоялся суд, обязавший Главное управление строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства края (ныне Минстройтранс) предоставить супругам квартиру. Не менее 42 квадратных метров. На двоих. Решение должно было быть исполнено не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу. С тех пор прошло два года…

— Когда мы планировали второго ребенка, думали, что он родится уже в нашей новой квартире. Дочке скоро год, а о новоселье пока остается только мечтать. Никто нам не может даже примерно сказать, когда будет предоставлено жилье. Пишем, жалуемся, а толку нет, — продолжает Татьяна.

Ждите весной, осенью…

Похожая история и у Ирины Дядичко. После смерти родителей опеку над девочкой взяла бабушка, а после ее ухода из жизни — тетя. Окончив школу, уехала из Краснощековского района в Барнаул учиться. Вышла замуж. В прошлом году у молодой семьи появился первенец. В очереди на жилье с 2012 года. Решение суда, обязывающее власти обеспечить девушку квадратными метрами, — от 2015 года.

— Эти два года нас кормят обещаниями. Ждите весной, потом осенью… Я была готова согласиться на квартиру в Новоалтайске, но и этого никто не предложил. Хотя для нас переезд в другой город не желателен. У сына серьезные проблемы со здоровьем, постоянно проходим лечение. Живем в съемной квартире. Работает только муж, я в отпуске по уходу за ребенком, — рассказывает Ирина.

А вот Вячеславу Маркину вариант в Новоалтайске предлагали. Он вместе с невестой даже съездил, посмотрел. Но маленькая квартира-студия его не устроила.

— Мы как думали: если квадратура и планировка будет подходящей, согласимся. А оказалось, что это даже не однокомнатная квартира. Но никакого официального отказа он не писал, через несколько дней позвонил в управление, а ему сказали, что квартира уже передана другим. Мол, опоздали. Теперь при каждом удобном случае напоминают, что жилье предлагали, а он не согласился, — делится невеста Вячеслава Дарья.

Таких историй можно рассказать очень много. По данным КГКУ «Региональное жилищное управление» (это ведомство с осени 2016 года отвечает за предоставление жилья детям-сиротам. — «МК»), на исполнении находятся 950 решений судов. В официальном ответе, полученном редакцией, уточняется, что время предоставления квартир зависит от ассигнований из федерального и краевого бюджетов. В этом году на эти цели выделено 275 млн рублей. Запланировано купить 200 квартир. «В 2017 году уже приобретены 132 жилых помещения. Проводятся электронные аукционы на приобретение 82 жилых помещений, в течение III квартала текущего года будут объявлены аукционы еще на 33 жилых помещения», — говорится в сообщении.

Не все упирается в деньги

Но такие официальные ответы не вносят ясность и не утешают тех, кто годами ждет положенных законом квадратных метров. Даже новость о том, что 20 алтайских детей-сирот в конце августа все же получили квартиры в новостройках Новоалтайска, не обнадежила их. Им сложно поверить в то, что праздник будет и на их улице.

— Я видела сюжет по телевизору. Вот что странно. В репортаже показали молодого человека, у которого судебное решение от 22 января 2017 года. Очередь у нас общекраевая, а выдают по городам. Знаю, что в Тальменке все подобные решения судов, в том числе и за 2017 год, уже исполнены. В Региональном жилищном управлении даже не скрывают этого. Ссылаясь на то, что в Барнауле нет жилья. Хотелось бы понять: а куда оно делось? — недоумевает Татьяна Русакова.

В ведомстве на это уточняют: «С 2013 года в собственность Алтайского края приобретено и передано для проживания детей-сирот и лиц из их числа более 800 жилых помещений, из них 125 расположены в Барнауле, 174 — в Бийске, 56 — в Новоалтайске, 50 — в Рубцовске и 55 — в Тальменском районе».

— Причин, по которым сироты годами не могут получить положенные квадратные метры, множество. И не все упирается в деньги, —считает Антон Паплинский.

Он тоже сирота и так же, как и герои этого материала, несколько лет назад отстаивал законное право на жилье. У него получилось, правда, на это ушло шесть лет.

— На мой взгляд, одна из причин — это нехватка грамотных специалистов, способных эффективно решать задачи. Происходит волокита, когда сознательно, когда — нет. Что скрывать, бывают и чисто мошеннические действия. Такие случаи были и в Алтайском крае. Отдельный вопрос — работа судебных приставов, которые на деле не справляются с обязанностями. Хотя, на мой взгляд, все просто. В Уголовном кодексе есть 315-я статья, которая предусматривает серьезное наказание за злостное неисполнение представителем власти или государственным служащим вступившего в законную силу решения суда. Вот вы мне скажите, хоть одного чиновника у нас осудили по данной статье? Нет! — говорит Антон.

По федеральному законодательству исполнительное производство должно длиться не больше двух месяцев, в этих случаях оно затягивается на годы.

— И ответственности за это, по сути, никто не несет. Нам говорят: нет денег. Но выясняется, в России есть регионы, которые в 2016 году освоили менее половины выделенных федеральных средств. В их числе и Алтайский край — 38%. Такие данные в конце прошлого года привела вице-премьер Ольга Голодец. Выходит, деньги есть. Так в чем же тогда проблема? — задается вопросом наш эксперт.

P. S.: Наши герои обратились в редакцию со словами: «Помогите, пожалуйста, мы не можем получить квартиру». Увы, средства массовой информации, хоть и считаются четвертой властью, не в силах решить жилищный вопрос сотен детей-сирот. Но обратить внимание властей на существующую проблему, думаем, будет не лишним. Надеемся, в скором времени герои этой публикации пригласят «МК на Алтае» на новоселье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 13 сентября 2017

Заголовок в газете: Будет ли на их улице праздник?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру