Алексей Овсянников: «Мы стремимся нейтрализовать угрозы»

На страже безопасности

В 2017 году, юбилейном для региона, очередную дату с момента образования, 12 лет, отмечает Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, созданное в результате реструктуризации нескольких профильных ведомств. На счету инспекторов — тысячи задержанных при ввозе опасных грузов, сотни килограммов изъятого из реализации фальсификата и санкционной продукции. Как менялась роль надзорной службы в истории края и какие новые вызовы встают перед специалистами, рассказал корреспонденту «МК» руководитель управления Алексей Овсянников.

На страже безопасности

Форпост государства

— Алексей Владимирович, Алтайский край — приграничный регион. Как это отражается на работе ведомства?

— Специфика подведомственной территории — в обилии полевых дорог от приграничных деревень и протяженности самой границы, часть которой — общая с Казахстаном. Это накладывает немалый отпечаток на работу службы. Граница, по сути, форпост государства. Контроль над ней означает огромную долю ответственности. Задача инспекторов Россельхознадзора — обезопасить в пределах полномочий страну и проживающих в ней людей от возможных угроз: вредителей сельхозпродукции, вирусов, болезней.

Ситуация на границе всегда была напряженной и остается достаточно неординарной. С 2014 года, с введением продовольственного эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран, мы регистрируем попытки незаконной транспортировки санкционных товаров через Республику Казахстан. Они регулярно выявляются до сих пор. В августе были задержаны 20 тонн польских яблок. А всего с начала этого года во взаимодействии с Пограничным управлением ФСБ России по Алтайскому краю и мобильными группами региональной таможни пресечены 20 попыток незаконного ввоза санкционных товаров общим весом 915 кг (мясо птицы производства Украины, США, Венгрии, сыр из Украины, молочная продукция из Литвы). Кроме того, выявлено, изъято и уничтожено 41,5 тонны растительной санкционной продукции (польские яблоки, бельгийские груши, американские грецкие орехи).

Обвинять в данном случае казахскую сторону некорректно. В условиях единого таможенного пространства очень многие пытаются заработать на ситуации, идут на всевозможные ухищрения, в том числе подделку сопроводительных документов. Эти моменты за счет многолетней практики очень четко отработаны совместно с сотрудниками пограничной службы, Алтайской таможни, Ространснадзора, ГИБДД. Только взаимодействие позволяет эффективно выявлять и пресекать действия нарушителей. Согласно законодательству мы уничтожаем санкционные товары. Конечно, для этого нам нужно доказать, что речь идет именно о запрещенных к ввозу в РФ продуктах.

— На какой отрезок времени за всю работу службы в крае пришелся самый непростой и напряженный период?

— Перестройки и реструктуризации, когда становится непонятен алгоритм действий, — всегда самое сложное. В нашем случае этот период связан с уходом с государственной российско-казахстанской границы. Началась организация фитосанитарных контрольных постов и работы мобильных групп. Это было время, когда стало необходимо хотя бы приблизительно понимать, какие объемы продукции и из каких стран ввозятся на территорию края и вывозятся за ее пределы, в каких масштабах производится оборот.

Противостояние России со странами Евросоюза с 2014 года в государственном масштабе поставило задачу производства собственной продукции в объемах, достаточных для самообеспечения на территории страны. Но государство изолированным быть не может. Это значит, что экспортно-импортные операции будут проходить всегда. Наша задача в том, чтобы сделать их максимально прозрачными. Для этого нужно понимать, что везут на территорию края, где эта продукция была произведена, какие риски она несет государству. В противном случае мы рискуем оказаться перед угрозой внезапных вспышек болезней, как сейчас в Омской области — вируса африканской чумы свиней (АЧС). Это огромные убытки, социальная напряженность, удар по карману не только фермеров, но и всего субъекта и государства.

Накануне пришло очередное сообщение: выявлена вспышка во Владимирской области, причем на предприятии, которое принадлежало к четвертому компартменту, — это высшая степень биологической защиты. Значит, в системе был дан сбой: это будет стоить 16 000 голов свиней в хозяйстве, не считая того, что животных истребят в близлежащих личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах. Для Алтайского края, как региона, где содержится 600 тыс. свиней (большая часть — в личных подсобных хозяйствах), вирус АЧС чрезвычайно опасен. Ситуацию с зоозащитой на животноводческих предприятиях контролируют ветеринарные врачи. Наши совместные действия помогают сделать максимум для того, чтобы проникновения вируса не случилось, несмотря на то, что с Омской областью мы сохраняем достаточно плотные хозяйственные связи.

— Одна из самых главных угроз для сельского хозяйства — вирус АЧС. Что касается рисков в фитосанитарном отношении — есть ли какие-то опасения?

— Наша задача — не допустить ввоз как животных с наличием заболеваний, зараженной ветеринарной продукции, так и карантинных вредных организмов. Но ветеринарная угроза всегда остается главной, поскольку последствия от распространения некоторых болезней могут быть фатальными: одни — сродни оружию, как сибирская язва, другие — общие с человеком и несут опасность здоровью населения.

В фитосанитарном отношении опасения вызывает зараженность культур колорадским жуком. Есть много предположений о том, как он попал на нашу территорию изначально. Это был карантинный объект. Когда впервые заговорили о его распространении в регионе, был период массового пересечения беженцами российско-казахстанской границы. Я стал свидетелем всего происходящего. Перетряхивать КамАЗы и прицепы, груженые домашним имуществом, до последнего мешка картошки никто не брался, да это было и невозможно. Придерживаюсь версии, что именно так насекомые и проникли на территорию страны и прижились.

С начала этого года инспекторами управления выявлены 95 партий продукции, зараженной карантинными объектами.

В 60 случаях речь идет об импортных товарах: масличные, зерно, фрукты, срезы цветов. В 20 поставках отечественной продукции из карантинных фитосанитарных зон (зерновых культур, фуражных грузов, круп и семенного материала) выявили карантинные сорняки.

Общая судьба — Алтай

— Алтайский край, как известно, делает ставку на чистоту и экологичность в продвижении своего туристического бренда. Оцените ситуацию как житель края, в Год экологии регион приблизился к желаемому?

— С Алтайским краем связано несколько поколений моей семьи. Отец по профессии агроном. Сам коренной житель, первое образование я получал в Рубцовске, позже специальность в аграрной отрасли осваивал уже в Барнауле, в Алтайском государственном аграрном университете.

Я люблю Алтай. Но ездить по региону удается чаще по работе, хотя отдыхать на природе также нравится. Здесь много прекрасных мест, и каждое по-своему красиво и неповторимо: есть что-то особенное в алтайских озерах, в сочетании полей и рощ. Приятно смотреть на то, как меняется регион. Он становится более чистым, ухоженным, и это заметно.

В меру собственных полномочий Управление Россельхознадзора последовательно борется за устранение нарушений земельного законодательства. Краевые власти нас в этом поддерживают. Нельзя допускать запустения земель: они должны работать на сто процентов. К сожалению, по-прежнему большая беда — это свалки. С начала 2017 года на территории региона выявлена 41 несанкционированная точка складирования мусора общей площадью 58,3 га. Территории регулярно очищаются, возвращаются в сельскохозяйственный оборот. Но это продолжительный процесс: одномоментно приучить жителей к порядку не удается. В этом плане важна роль глав районов, которые вовремя сигнализируют нам о новых очагах.

— Что бы вы пожелали краю в юбилейный для него год?

— Стабильности, процветания, высоких урожаев и хороших цен на сельхозпродукцию. Товаропроизводителям в агропромышленном комплексе — выхода на новые рынки сбыта. Одна из задач управления — защитить интересы региона в продвижении местных товаров в других странах. География поставок алтайской продукции обширна — по всему миру. Сейчас решается вопрос об отправке алтайской крупы в Аргентину, очень привлекательны для нас рынки Индонезии и Кореи. Производители и переработчики меня поддержат, если я пожелаю Алтайскому краю наконец решить вопрос торговых отношений с Китаем, прийти к понятным и приемлемым для всех правилам игры, которые откроют дорогу продуктам с высокой добавленной стоимостью, произведенным в крае, к потребителям из стран — азиатских партнеров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 13 сентября 2017

Заголовок в газете: На страже безопасности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру