Алтайский ветеран — о тяжелых послевоенных годах

Ветерану ветеринарной службы Татьяне Радиванюк исполняется 85 лет

Можно сказать, что Татьяне Радиванюк повезло. Ее отец два года числился пропавшим без вести, а потом нашелся, прошел всю войну и вернулся домой, хоть и с тяжелым ранением. С детства ей пришлось взять на себя многие обязанности взрослых, заменив их в быту и труде. Ее мать с четырьмя детьми пыталась пережить военное лихолетье, но даже дрова приходилось доставать в обмен на вещи. В то время каждый старался внести хоть маленькую толику для Великой Победы. Ветеран ветеринарной службы Татьяна Дмитриевна отдала почти 40 лет любимой работе, получила множество престижных наград. Несмотря на все сложности, она по сей день сохраняет оптимизм и жизнелюбие. «МК на Алтае» публикует ее воспоминания.

Ветерану ветеринарной службы Татьяне Радиванюк исполняется 85 лет

Тяжелое известие

«Мой отец Дмитрий Филимонович родился в Пермской области, мать Мария Ульяновна — в Санкт-Петербурге. Но познакомились они на алтайской станции Поспелиха, откуда их направили в Алейск, а позже в Барнаул, где мы жили на улице Интернациональной. Объявление о начале войны мы с сестрой услышали из радиоприемника, висевшего над кроваткой. Мне было восемь лет. В семье нас было четверо детей, все девочки. Заплаканная мама зашла в спальню... Мы тоже зарыдали, ведь казалось, папа не может бросить нас, таких маленьких... Отцу сразу позвонили на работу и потребовали прибыть в военкомат Железнодорожного района. Вернулся поздно вечером, сообщил об отбытии на фронт. Вскоре уехал. Первое время письма приходили часто, в них он просил маму беречь детей. Служил командиром взвода, и мы даже получали пособие от военкомата до 1942 года. Потом пришло послание, что папа пропал без вести, и нам прекратили выплаты».

Папа —живой!

«В 1943 году в Барнаул прибыл очередной эшелон с эвакуированными. Нас, так сказать, «уплотнили». Из квартиры, где мы жили на втором этаже, нас переселили вниз на более холодный этаж. Печь топили дровами, которых никогда не хватало, многие болели простудой. Мама со старшей сестрой ездили с саночками в Затон, где покупали дрова или обменивали их на вещи. Она работала на комбинате, шила одежду для солдат. В 1944 году пришло известие, что отец нашелся. Оказывается, в 1942 году при неудачной попытке освободить оккупированную Новгородскую область он получил тяжелое ранение в голову и находится на лечении в Москве. В 1944 году вернулся на фронт и прошел всю войну. К нам пришло хорошее настроение в ожидании Победы. «Наши освободили Белоруссию», «взяли Кенигсберг», «уже под Берлином, совсем чуть-чуть осталось» — эти и другие новости то и дело становились темой для разговоров.

Отец удостоен медалей «За отвагу» и «За победу над Германией». Домой он вернулся в апреле 1946 года в звании старшего лейтенанта и командира взвода. Вскоре нас перевели в Калманку, но я осталась доучиваться в Барнауле и жила у родственников».

Пережить холод

«В 1947 году поступила в сельхозтехникум, который находился на Горе. Ходила туда рано утром пешком, с Пролетарской. В те годы в Барнауле были крепкие морозы и долгие метели, наносившие большие сугробы. Гулял такой сильный ветер, что иногда чуть ли не сносило с ног. Выходя на улицу в буран, люди перевязывались веревками. Это сейчас в городе много высотных зданий и плотная застройка, а тогда, считай, идешь в чистом поле — и попробуй устоять. Проучившись два курса, поехала осенью 1949 года на практику, на уборку капусты. Жили мы в учхозе. Холод донимал и в общежитии, и на уборке. В результате простудилась и заболела, меня положили в больницу с сильным воспалением легких, где пролежала до конца ноября. В декабре была на больничном дома и в техникум вернулась только после каникул. Тут еще заболела бабушка. Пришлось бросить учебу и ухаживать за ней. Дали справку об окончании двух курсов по профессии «агроном-овощевод».

Однако мне шел 18-й год, нужно было искать работу. Помогла тетя, которая направила меня в продуктовый магазин № 3, что находился на пeрекрестке улиц Северо-Западной и 80-й Гвардейской дивизии. Там проработала четыре года и познакомилась с будущим мужем. В 1952 году мы поженились, в 1954 году родилась дочка, и пришлось уволиться. Но вскоре попала на работу, можно сказать, ставшую моей судьбой».

Утром бухгалтерия, вечером стройка

«Муж работал в горветлечебнице кузнецом. Нам дали небольшую квартиру, а в лечебницу требовался бухгалтер. Мне предложили пойти на это место, пообещали помочь на первых порах освоиться и всему научить. Поначалу было страшно оставить маленького ребенка. В марте 1956 года я пришла в бухгалтерию. На другой день мы поехали к родственникам в поселок Ягодное, куда перевезли дочку, а после я долго плакала дома, было жалко расставаться с ней. Меня приняли на должность счетовода-кассира с окладом 60 рублей. Нужно было собирать деньги и к обеду увозить в банк. С мешком наличности садилась в телегу, и на лошади меня везли по городу. Вскоре состоялось повышение до бухгалтера. В 1959 году у меня родился сын, но в декрете пробыла только месяц. На это время меня на работе подменила сестра. К началу 1960-х возле старого здания городской ветлечебницы начали строить новое, на улице Шевченко, 158. Помогать достраивать пришлось нам. Утром работаем, после выходим все таскать воду, а мужчины заливают раствор».

Новая жизнь в новой квартире

«В 1965 году руководство настояло, чтобы я избралась депутатом от Железнодорожного района. На уговоры, что у меня дети и им нужно внимание, провели собрание, и коллектив проголосовал выдвинуть меня в депутаты на два года. Моей обязанностью, помимо бухгалтерии, стал подомовой обход со сбором сведений о нуждающихся в улучшении жилищных условий. У меня самой в доме перемерзала зимой вода, но квартиру мне дали к весне 1967 года. В том же году перевели на должность главного бухгалтера, и к нашему управлению присоединили семенную инспекцию. Как только хватало сил везде успевать?.. Двухкомнатную квартиру дали в хрущевке на улице Антона Петрова. Там у меня началась новая жизнь. Трамвайные пути туда еще не подвели, и первое время приходилось пешком добираться до ветлечебницы. В 1995 году я ушла на заслуженный отдых, проработав в ветеринарной службе 39 с половиной лет под руководством пяти начальников и трех заведующих лечебницей».

Сегодня, 6 сентября 2017 года, Татьяне Дмитриевне исполняется 85 лет. Несмотря на возраст, она по-прежнему остается энергичным, жизнерадостным и любознательным человеком. Ее бесценный жизненный опыт и доброту ценят все родные и близкие. Редакция «МК на Алтае» присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра. Желаем крепкого здоровья и долгих лет счастливой жизни!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 6 сентября 2017

Заголовок в газете: С мешком денег на лошади

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру