Как в анекдоте...

Барнаульский психолог рассказала, как научить ребенка учиться

Как в анекдоте: «Учили уроки. Мать охрипла. Дети оглохли. Соседи выучили наизусть». Знакомая ситуация: ребенок-школьник не хочет делать домашнее задание. Он находит тысячу причин, лишь бы не садиться за уроки. Уговоры, крики и запреты не помогают. Подготовка к следующему учебному дню заканчивается слезами и скандалами, а ваше чадо начинает «тихо» ненавидеть школу. Как избежать подобных ситуаций? Ответ на этот вопрос корреспонденту «МК на Алтае» подсказала клинический психолог, нейропсихолог Краевого кризисного центра для мужчин Лариса Головина.

Барнаульский психолог рассказала, как научить ребенка учиться

— Лариса Александровна, ребенок не хочет выполнять домашнее задание. Что же делать?

— Задайте вопрос себе: почему ваш ребенок отказывается делать уроки? Может быть, ему просто трудно? Но с этим никто не считается. Прислушайтесь к себе: когда вы чувствуете себя в чем-то неуспешным, вам естественным образом хочется этого избежать. Да, взрослый может взять в себя в руки, преодолеть страх и нежелание и выполнить то, что от него требуется. Но ребенок, особенно младшеклассник, еще не обладает таким уровнем самосознания. Он рассуждает иначе: «Зачем делать то, что у меня не получается? Меня все равно будут ругать, обвинят в лености и глупости». Так формируется очень опасная позиция, которая приводит к жизненной стратегии «избегания трудностей».

— Как избежать таких ситуаций?

— У педагога в классе много детей. Ему трудно вникать в проблему каждого. Вы, как родители, в большей степени заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок был успешен, так уделите ему внимание, помогите. Создайте ощущение безопасности, которое ему необходимо. В первую очередь вспомните, что полученные знания и навыки гораздо ценнее, чем оценки в дневнике, именно за ними детей отправляют в школу. Скажите ему что-то вроде этого: «Да, тебе трудно, я понимаю. Знаю, что потребуется время, чтобы научиться (писать без ошибок, считать, читать). Не страшно, если не сразу все получается, я рядом и готов тебя поддержать».

— Но ведь так приятно видеть пятерки в дневнике…

— Увы, у родителей нередко тесно переплетены представления о собственной успешности с успешностью детей. Поэтому, когда учитель критикует ребенка, они склонны воспринимать эту критику как обвинение в собственной родительской несостоятельности. Понимая ситуацию таким образом, родителю трудно занять позицию сына или дочери, первая реакция — накричать, обвинить его во всем происходящем. На самом деле, может ли родитель нести ответственность за все действия ребенка, должен ли, полезно ли это? Учеба — это зона ответственности ребенка, оценка в его дневнике говорит лишь о том, что на данном отрезке у него что-то получилось или не получилось. Это точно не оценка всем его знаниям и умениям, и уж тем более никак не связано с тем, насколько вы хороший родитель. Важно ему это объяснить, но сначала понять самому. Это большой шаг в сторону умения принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя.

— То есть нужно переложить ответственность на него? Но нам кажется, что он еще мал, не справится…

— Чтобы привить навыки самостоятельности, родителям придется проделать огромную работу, прежде всего над собой. Можно сколько угодно повторять: «Ты должен брать ответственность, принимать решения», при этом продолжать контролировать каждый шаг ребенка, опасаясь, что он наделает ошибок. Возможно, поощряя детскую беспомощность, родители просто «подкармливают» свое чувство нужности, значимости. Несознательно, конечно. Не всегда просто примириться с мыслью, что вчерашний малыш растет и становится все менее зависим от вас.

Понятно, что степень ответственности нужно соизмерять с возрастом и возможностями, но эту зону полезно четко очерчивать. Что касается ошибок, то все люди их совершают, и дети — не исключение. Но зачастую родители сами нагоняют на себя страхи. Видя, что у ребенка не ладятся дела в учебе, начинают рисовать ужасную картину: «Он не хочет учиться. У него нет будущего, станет бездельником». Первоклассник отказывается делать уроки, а у мамы перед глазами картина, как он под мостом с бомжами водку пьет. Все это в ярких красках, в деталях. Под впечатлением от таких картин родитель выдает соответствующую реакцию: гнев, истерику, угрозы, запреты. Это отдаляет его от ребенка и уж никак не способствует успехам в учебе.

— В каких случаях все же стоит обратиться за помощью к специалистам?

— Квалифицированный совет психолога никогда не будет лишним. Взрослые с большей охотой обращаются к специалисту, когда дело касается их ребенка. Они приходят с жалобами на то, что он не хочет учиться, много времени проводит за компьютером, стал раздражительным, агрессивным. Очень часто причины такого поведения кроются в том, как родители выстраивают взаимоотношения с ребенком, закрепляя и усиливая те реакции, которые им самим впоследствии не нравятся. Поэтому, прежде чем решать проблемы детей, нужно проанализировать собственное поведение, сделать выводы, работу над ошибками. Но бывают ситуации, и они в современном мире, увы, не редкость, когда у ребенка есть объективные трудности, связанные с состоянием его здоровья. В дошкольном возрасте они могут быть незаметны или не доставлять особых проблем, но во время учебы, когда нагрузки на нервную систему увеличиваются, стать очевидными. Например, малышу сложно усваивать информацию, он невнимателен, неусидчив, забывчив, путает или «зеркалит» буквы на письме, допускает какие-то нелепые ошибки, которые сам же способен легко исправить, если обратить его внимание на них. Не стоит пренебрегать такими сигналами. Такому ребенку нужна комплексная помощь не только психолога, но и нейропсихолога, невролога.

— Кстати, чрезмерное увлечение компьютером беспокоит многих родителей. Как с этим бороться?

— С этим не нужно бороться. Бесполезно. Опять же задайте себе вопрос: «Почему ваш ребенок столько времени проводит за компьютером, почему ему интересен виртуальный мир, а не реальный? А какую альтернативу я могу ему предложить?» Сходить в кино, собрать конструктор, покататься на велосипеде? Но зачастую родители не могут найти на это времени, считают, что ребенок может сам подобрать себе достойное занятие. Стоит ли удивляться, что он часами сидит за компьютером? Возможно, ему просто больше нечем заняться. 

— Есть альтернатива — почитать книжку…

— Опять вопрос: «А вы читаете книги? Обсуждаете прочитанное с ребенком?» Как привить ему любовь к чтению, если родители брали в руки книгу только в школе. Уговаривать, заставлять, наказывать — бессмысленно. Вспомните детство. Действовали ли на вас все эти методы?

— С началом учебного года многим предстоит определиться с секциями и кружками. Как не перегрузить ребенка, выбрать то, что будет ему действительно интересно?

— Детство — это то счастливое время, когда есть возможность накапливать новые знания, опыт в совершенно разных областях. Но часто родители, отдавая ребенка, например, в плавание или гимнастику, ожидают значительных достижений, требуют от него побед, кубков. Такой напор может перечеркнуть радость и удовольствие от занятий спортом, от общения со сверстниками. Может быть, он никогда и не достигнет значительных высот в этом виде спорта, не будет брать первые места на соревнованиях, но зато окрепнет физически, заведет новых друзей, будет рад тому, что в секции к нему относятся иначе, чем в школе. И это тоже огромная польза. А через какое-то время захочет попробовать себя в чем-то другом. Не все успешные взрослые люди в юности были великими спортсменами, художниками, танцорами. Возможно, посещая разнообразные кружки, они нигде не достигали особых высот, зато накопили бесценный багаж знаний. А став взрослыми, сохранили привычку расширять кругозор, вести активный образ жизни. Такие люди интересны как собеседники, их жизнь разнообразна и насыщенна. И это гораздо ценнее пыльных кубков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: Смотрю в книгу, вижу фигу…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру