Эксперты - о кадровом голоде в политике

Как реготделения партий подошли к выборам 10 сентября?

Агентство политических и экономических коммуникаций в преддверии сентябрьских выборов опубликовало доклад, обозначив основные тренды избирательной кампании в российских регионах. В их числе — кадровый голод в политике, прежде всего на муниципальном уровне. В Алтайском крае 10 сентября распределят больше шести тысяч мандатов в сельских и городских представительных органах. Ощущается ли в региональной политике нехватка кадров — в рубрике «Призма».

Как реготделения партий подошли к выборам 10 сентября?

Выборы будут конкурентными

Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

«Выборы муниципального уровня в крае, я уверен, будут конкурентными. Мы предполагаем, что наши избиратели распределят более 6 000 мандатов разного уровня. Мало какой субъект в России будет вести такую масштабную и напряженную избирательную кампанию (по численности населения в разрезе регионов мы находимся на 22-м месте, по количеству муниципалитетов — на третьем после республик Татарстан и Башкортостан).

В краевом Избиркоме закончился этап приема заявлений от тех, кто желает участвовать в городских, районных, поселенческих выборах.

10 дней дано на проверку материалов. Более 12 тыс. кандидатов в депутаты в крае преодолели эту процедуру. Избирателю будет из кого выбрать. Но партии по-разному участвуют в выборах. «Единая Россия» выдвинула кандидатов на все мандаты, другие существенным образом отстают, причем некоторые на порядок, закрывая лишь десятую часть мест, которые будут распределять избиратели. При этом сетование отдельных политических лидеров на существование препятствий, не позволяющих их партиям активно себя проявлять, безосновательны. Заявиться кандидатом на муниципальный уровень — самая простая процедура. Избиратели здесь, как правило, выбирают тех, кого они знают как порядочных людей. Они хотят видеть во власти честных, добросовестных, тех, кто реально желает что-то сделать для муниципалитета. Влияет на выбор избирателя и политическая принадлежность депутата. В итоге получается очень демократический, траспарентный, конкурентный процесс формирования муниципальной власти.

Другой вопрос — качество тех, кто претендует на мандат. В крае он существует, но мы способствуем его разрешению. За 20 лет работы президентской образовательной программы было подготовлено 1 500 руководителей — перспективных, инициативных молодых людей. Это реальный, качественный кадровый резерв для органов власти регионального и муниципального уровней. Мы не сетуем на качество тех, кто претендует на власть в представительных органах, а серьезно и системно пытаемся его улучшить».

Рискуют почить в бозе

Михаил Литвинов, политолог:

«Количество адекватно подготовленных кадров для выдвижения колеблется от партии к партии. По данным краевой Избирательной комиссии о выдвинутых кандидатурах, далеко не все имеют кадровый резерв — фактически у многих нет людей для выдвижения. Коммунисты в начале года громко заявляли, что планируют получить на выборах в муниципалитетах около 1 000 мест. А подали заявок от партии чуть больше десятой части от заявленной цифры. А 20-25 лет назад на уровне сельских районов у них были серьезные первичные организации. Такая ситуация во многих партиях. Только «Единая Россия» смогла закрыть все округа.

На этих выборах мы увидим кандидатов от самых разных партий, в том числе не парламентских. Но сколько кандидатов выставлено от них? Партийный аспект очень слабенький. Причина отчасти в том, что многие не адекватны запросам на местах и не хотят меняться. Это дорога в никуда. Любая партия должна меняться, иначе рискует почить в бозе».

Прагматизм на первом месте

Сергей Асеев, политолог:

«Кадровый голод существует, и связан он с осознанием модели рационального выбора со стороны кандидатов. Участие в качестве кандидата должно быть чем-то обоснованным. Самопиар ушел в прошлое, когда в начале 90-х многие не совсем адекватные представители разных слоев занимались попросту самолюбованием, могли себе очень недорого это позволить. Сейчас выборы — сложный организационный элемент. Участие в них требует от кандидатов грамотности или привлечения специалистов, хотя бы для подачи документов. Сама кампания также предусматривает минимальный объем финансирования. Выдвижение ради присутствия в бюллетенях никаких положительных изменений для кандидата не несет. А в условиях доминирования определенной политической силы оппозиция стоит перед необходимостью привлечения кандидатов к гонке с предрешенным негативным результатом.

На поселковом уровне проблемы возникают даже у партии власти, поскольку коллегиальные представительные органы не пользуются большой значимостью даже в части принятия каких-то локальных актов. Их решения должны быть финансово обеспечены. А при отсутствии бюджетов они превращаются в номинальные органы без реальных функциональных возможностей. Де-факто исполнительная власть доминирует над законодательной. Поэтому карьера в этой сфере для многих потенциально сильных специалистов, просто активных граждан становится более приоритетной, нежели участие в выборах в представительные органы».

Во главе — без полномочий

Александр Молотов, депутат АКЗС:

«На низовом уровне давно происходит выхолащивание полномочий, как следствие — активные и инициативные граждане на муниципальные выборы не идут. Нынешняя ситуация с кадрами наглядно показывает, что нам нужно кардинально менять подходы к местному самоуправлению. Мы занимаем третье место в России по количеству муниципалитетов в рамках одного субъекта. Но если в центральной части страны, допустим, большинство населения, как правило, сосредоточено в более крупных муниципалитетах, то у нас в крае оно рассредоточено дисперсно, около половины проживает за пределами городов.

Проблему управляемости в ряде территорий можно было бы решить объединением сельсоветов, — естественно, там, где сами жители не против. Другой способ преодолеть нехватку кадров — повсеместно ввести институт сельских старост, которым по силам «подменить» собой местные советы по полномочиям и функционалу. К сожалению, нас не поддержали в том, чтобы сделать эту должность оплачиваемой, сейчас сельский староста работает на общественных началах».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: Кто в резерве?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру