Держать в тонусе
Владислав Перцев, заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, полковник полиции:
«На данный момент официальных документов, подтверждающих новые полномочия сотрудников ГИБДД в части остановки транспортных средств и проверки документов, еще нет. Ныне действующие нормы включают целый перечень оснований, разрешающих делать это вне стационарных постов, в том числе при выявлении правонарушений. В настоящее время служба Госавтоинспекции работает, опираясь на информацию, поступающую от граждан, оперативных служб, руководствуясь распорядительными документами о проведении рейдовых мероприятий. Информация о последних доводится до участников заблаговременно.
В случае изменений, останавливать транспорт для проверки документов (на авто, перевозимые грузы, удостоверяющих личности пассажиров. — «МК») будет допустимо повсеместно, а самим участникам движения всегда придется быть готовыми к таким требованиям. Меры могут повысить выявляемость нарушителей, ставящих под угрозу безопасность дорожного движения, в том числе управляющих транспортом в состоянии опьянения, а также лишенных прав, но в большей степени — поспособствовать раскрытию прочих преступлений. На профилактику аварийности направлена системная работа по выявлению причин и условий, способствующих совершению ДТП, на основании анализа которых разрабатываются маршруты патрулирования».
Жезл — против автохама
Владимир Семенов, член комитета по бюджету и налогам АКЗС:
«Как известно, в Алтайском крае огромная протяженность дорог, одна из самых больших в России. Вместе с тем многие должны были заметить, что за последнее время стационарных пунктов ГАИ не стало. В этой связи представляется, что вполне допустимо увеличить присутствие дорожных полицейских за счет таких свободных перемещений вне стационарных пунктов. Считаю правильным дать им больше полномочий — останавливать водителей для проверки документов. Речь не только о пьяных за рулем: на дорогах немало автохамов. Стоит вспомнить, когда запрет остановок вне постов вводился пять лет назад, на то были причины: у нас была более криминогенная обстановка. Под видом инспекторов злоумышленники шли на преступления. Сейчас можно сказать, что такая практика сошла на нет.
С другой стороны, у органов ГИБДД всегда оставалась возможность организации мобильных пунктов: на основании официальных приказов машины могут выезжать на определенные участки дорожной сети, а сотрудники — выполнять свою работу. Какое значение имеет то, есть ли у дорожного полицейского, который вас останавливает, соответствующий приказ или нет? Разница — с точки зрения контроля. Приказом руководство службы может гарантировать, что личный состав будет патрулировать какой-либо сложный участок, а не стоять, к примеру, у знака «40». В свободе, которую сотрудники полиции получат после изменений, можно увидеть пространство для возможных служебных злоупотреблений».
Повысят градус напряженности
Денис Матис, предприниматель:
«Думаю, что у нас достаточно контроля в этой сфере. Когда полицейские просто присутствуют на дорогах, — это уже заставляет не нарушать правила. Согласен, что нужно предотвращать нарушения и бороться с «пьяными авариями». Но насколько водитель должен быть пьяным, чтобы его заметили и остановили дорожные полицейские? Под градусом на дорогу выезжает не настолько много людей, чтобы принимать такие меры ко всем участникам дорожного движения в общей массе. Проблему аварийности подобными мерами, на мой взгляд, не решить.
Нередко саму возможность тормозить водителей вне постов ГИБДД правоохранители используют необоснованно. Остановки по поводу и без только вредят и создают лишнюю напряженность на дорогах. Люди ведь едут по делам, а все это выбивает из графика. После автовладелец наверняка поедет быстрее, чтобы наверстать упущенные минуты.
Где нужно ужесточать контроль, так это при расследовании происшествий и при прохождении автомобилистами техосмотров, которые здесь и там покупаются. В итоге куда большая угроза безопасности — неисправный транспорт (от автомобилей до маршрутных автобусов), который оказывается на трассах».
Копать глубже
Алексей Куреленок, основатель автомобильного интернет-сообщества «Барнаул-22»:
«Меня как водителя не напрягает, что могут остановить сотрудники ГИБДД. За четыре года вождения — несколько мелких штрафов. Стараюсь ездить спокойно и адекватно воспринимаю сотрудников полиции на дорогах. Но общественность, как и можно было предположить, разделилась на два лагеря.
Содержательно, как мне кажется, увеличение числа полицейских не устранит высокую аварийность, которую усугубляют перевозчики-нарушители. Те, кто пытается с ней справиться, ходят по кругу, и ни к чему хорошему это пока не приводит. Сейчас чиновники признают несостоятельность той практики, которую они сами же утвердили несколько лет назад, — отдавать безопасность на дорогах на откуп камерам.
Проблема глубже. Нужно убирать причину того, почему водители автобусов, создающие аварийные ситуации, садятся за руль в таком состоянии: не спят по 18-20 часов в сутки, работают в критическом режиме. Идти по пути палочной системы в долгосрочной перспективе бессмысленно. Но нужно согласиться: определенный положительный эффект, который отразится на статистике ДТП, наверняка будет».