На Алтае осудили почти подразделение полиции за фальсификации

Людей привлекали к уголовной ответственности за сбыт наркотиков, которого не было

«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре», — писал один из величайших драматургов мира Уильям Шекспир. Прошло уже четыре столетия со дня смерти английского поэта, а афоризм так и не потерял актуальности. Совершенствуются законы, ужесточается ответственность за их нарушение, но до сих пор некоторые наделенные властью (но обделенные совестью) государственники используют ее для удовлетворения личных амбиций. Особенно печально, когда правами людей в своих интересах пренебрегают те, кто по долгу службы обязан их защищать, — правоохранители. Так, в Алтайском крае произошел уникальный случай: на скамье подсудимых оказалось почти все подразделение полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Людей привлекали к уголовной ответственности за сбыт наркотиков, которого не было

Добровольно-принудительное признание

12 июля состоялся судебный процесс по делу девяти бывших сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю. В зависимости от роли каждого, они предстали перед судом по обвинению в преступлениях, предусмотренных пятью статьями УК РФ: ст. 160 (присвоение и растрата), ст. 228 (незаконные приобретение и хранение наркотических средств), ч. 3 ст. 228.1 (незаконный сбыт наркотических средств), ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ч. 5 ст. 290 (получение взятки с вымогательством).

Как установлено судом и следствием, с декабря 2014 по январь 2015 года сотрудники полиции, желая повысить служебные показатели раскрываемости, инсценировали преступления в сфере незаконного оборота наркотиков — и «выявляли» их. Стражи правопорядка несколько раз фальсифицировали уголовные дела по сбыту синтетических наркотиков: «скорости» и «спайса». Пострадавшими признаны девять человек. Некоторые из них утверждали, что им предлагали «откупиться».

Для того чтобы подавить волю жертвы, как правило, проводилось показательное силовое задержание. На граждан резко нападали, наносили удары по телу, пристегивали наручниками, а затем заставляли признаваться в том, чего они фактически не совершали, утверждает следствие. По словам потерпевших, больше всего им доставалось от крепкого и высокого бывшего десантника, особенно усердствовавшего при оперативных действиях. Затем «чистосердечное» признание и сфабрикованные доказательства прикреплялась к материалам дела. На основании составленных протоколов невиновные незаконно привлекались к уголовной ответственности и заключались под стражу.

Оговорить за «дозу»

Понятыми при несуществующих «контрольных закупках», как правило, становились наркозависимые. Они ставили подписи за «дозу». Где люди в погонах брали наркотики, установить не удалось. Не исключено, что часть запрещенных веществ «терялась» в их карманах при крупных изъятиях.

Для без вины виноватых горожан такой поворот событий становился полной неожиданностью. Один из фигурантов фальсифицированного дела, как утверждается в материалах, просто ждал знакомого возле городского ресторана на пересечении улиц Антона Петрова и Малахова. Вдруг он получил удар в спину и почувствовал резкую боль от того, что ему заломили руки. Не успел опомниться, как оказался в наручниках. А дальше — по схеме. При этом боль причинялась таким образом, чтобы задержанный впоследствии не смог доказать факт насилия. Полицейские прекрасно знали, что затем псевдонаркоторговцы попадут в СИЗО, где их осмотрят на наличие телесных повреждений. Но все-таки они просчитались: задержания проводились, как правило, в присутствии очевидцев, которые потом рассказали об этом следователям.

Деньги есть — наркотики найдутся

Правоохранители практически вымогали взятки у задержанных, утверждает следствие. Желаемого результата в виде получения крупной суммы денег «оборотни в погонах» добивались с помощью угроз подставить и посадить. Потерпевшим объясняли, что если они не согласятся, то их незаконно привлекут к уголовной ответственности за сбыт наркотиков: «подкинуть и изъять не сложно». Двое потерпевших не решились проигнорировать «доводы» полицейских и заплатили им в общей сложности 650 тыс. рублей.

Жертвы выбирались не случайным образом. Сначала оперативникам становилось известно, что у людей есть крупные суммы денег. Так, одна пострадавшая семейная пара участвовала в программе «молодая семья». А двое других принуждаемых к даче взятки, брат и сестра, продали жилье. Некоторым после «расплаты» предлагали уехать из города: покажетесь на глаза — отправитесь в колонию.

Горожане не стали терпеть такую вопиющую несправедливость и обратились в региональное управление ФСБ России. Материалы были переданы следователям следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю. Проведенная проверка подтвердила правдивость жалоб. В частности, есть видеоподтверждение того, что правоохранители сами доставляли людей в банки для снятия сбережений. В одном из случаев в качестве посредника для получения взятки мужчины использовали знакомого, который, хоть и не трудился в правоохранительных органах, но тесно сотрудничал с ними (в частности, выступал в роли понятого при фальсификациях).

Как защита превратилась в обвинение

Еще одним эпизодом в преступной деятельности правоохранителей стали хищения средств из федерального бюджета. С 2013 по 2014 год они незаконно получили 15 компенсаций командировочных расходов на общую сумму 200 тысяч рублей. Для этого они выписывали приказы на исполнение служебных обязанностей в том или ином населенном пункте края, при этом фактически не покидали город. Для получения денег за якобы понесенные расходы полицейские предоставляли подложные справки об оплате номеров в гостиницах. Почерковедческая экспертиза установила, что некоторые из таких документов обвиняемые заполняли собственноручно.

Эти факты выявили во многом благодаря желанию одного из осужденных доказать невиновность. Он заявил, ссылаясь на документы, о наличии алиби, так как в момент совершения инкриминируемого ему деяния находился в командировке. Следователи СК РФ проверили и опровергли эти показания. С помощью специальных технических средств установлено, что полицейский, как и его соучастники, не выезжал в другие районы.

«Контрольные закупки» не выходя из полиции

Следствием проделана колоссальная работа по сбору и закреплению доказательств вины подсудимых. Общий объем уголовного дела превысил 80 томов. Допрошено две сотни людей, проведено 60 сложных судебных экспертиз, в том числе почерковедческих, технических и химических.

Как рассказал Виктор Ватутин, заместитель руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел краевого СУ СК РФ, проведение следствия осложнял тот факт, что обвиняемые — представители исполнительной власти, во всемогущество которых могут поверить многие люди. Так, некоторые свидетели со стороны обвинения утверждали, что на них оказывали давление и вынуждали не давать показания, обличающие «оборотней в погонах». В частности, горожане жаловались на угрозы: «расскажете — вам же хуже будет». Людей приходилось подолгу разыскивать, чтобы опросить. Тем не менее следователи приняли меры по обеспечению защиты свидетелей и собрали доказательства вины девятерых правоохранителей.

Активную защитную позицию на суде заняли и сами обвиняемые. В частности, они заявили, что подвозили до банка задержанного по его просьбе. Якобы он захотел снять деньги, чтобы нанять адвоката. «Куда делись финансы — не знаем», — утверждали они.

Фальсификацию доказательств по уголовным делам сотрудники правоохранительных органов также отрицают, настаивая на том, что «контрольные закупки» проводились, а наркотики — изымались. Правда, по каким-то «неведомым причинам» в это время обвиняемые находились на рабочем месте, что удалось доказать следствию. Например, в одном из случаев, согласно составленному самими же работниками полиции протоколу, изъятие «синтетики» происходило в районе торгового центра. Но сами они в этот момент почему-то сидели в отделе полиции.

Суд счел доказательства достаточными для вынесения обвинительного приговора. В зависимости от роли каждого, бывшие правоохранители получили от 8 до 15 лет исправительных работ в колониях общего и строгого режимов, с выплатой штрафов от 700 тыс. до 1,2 млн рублей. Осужденные уволены из органов внутренних дел и лишены специальных званий, а их непосредственное начальство привлечено к строгой дисциплинарной ответственности за ненадлежащий контроль над подчиненными.

P. S.: Автор благодарит за предоставленную информацию заместителя руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел краевого СУ СК РФ капитана юстиции Виктора Ватутина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: ПРАВОхоронители: власть есть, денег надо

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру