Эксперты — о попытках возродить культ Сталина

С чем связано навязчивое внимании к противоречивой исторической фигуре

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В регионах России с завидной регулярностью обсуждают идеи восстановления памятников «вождю народов». Алтайский край — не исключение: по данным СМИ, региональные коммунисты вышли с соответствующим обращением в краевое правительство. Помимо прочего, согласно соцопросам, россияне неплохо относятся к сталинской эпохе. Согласно недавним исследованиям «Левада-Центра» (признан инагентом), Сталина большинство респондентов считает величайшим человеком в истории страны (на втором месте — Владимир Путин и Александр Пушкин). Что думают эксперты о навязчивом внимании к противоречивой исторической фигуре — в опросе «МК».

Воля фронтовиков

Евгений Платунов, краевед, исследователь военной истории:

«Изначально инициатива установить памятник в Барнауле исходила от поколения солдат-победителей, членов «Движения в защиту советской истории», созданного в 2006 году в Барнауле: Василия Христенко, почетного жителя края, Героя Социалистического труда, кавалера четырех орденов Славы, и Николая Устенко, главы комитета ветеранов города, фронтовика, зенитчика, воевавшего с 1941 года. Это дань уважения верховному главнокомандующему, к которому имел отношение и Алтайский край: в Барнауле Сталин бывал лично, в числе немногих городов в Сибири, в 1928 году.

В воспоминаниях Василия Тимофеевича «Записки фронтового разведчика» можно найти подтверждение тому, что он всегда с большим уважением отзывался о Сталине, благодаря способностям которого страна смогла, несмотря на неравные условия войны, организовать перевод массы предприятий из европейской части страны в Сибирь и наладить выпуск нужной фронту продукции. Сейчас бы сказали — «эффективный менеджер». Это действительно так, учитывая его причастность не только к политике и войне, но и к экономическим достижениям. На мой взгляд, все это объясняет ту широкую поддержку людей, которые до сих пор считают Сталина самой выдающейся личностью в истории страны, развивавшейся в тяжелые годы, несмотря на враждебное окружение». 

История не учит?

Александр Гончаренко, правозащитник, председатель Алтайского краевого отделения партии «Яблоко»:

«По данным Международного фонда реабилитации и помощи жертвам сталинизма, с 1919 по 1975 год в Алтайском крае было подвергнуто различным видам политических репрессий более 150 тыс. человек, из них осуждено свыше 40 тыс. и почти 15 тыс. расстреляно.

В книге «1937-й» приводится документ под грифом «секретно» за подписью Иосифа Сталина: «Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений… ЦК предлагает… взять на учет всех возвратившихся, с тем чтобы наиболее враждебные были немедленно арестованы и расстреляны, а остальные высланы. Предлагается всю операцию закончить до 15 марта 1938 года».

Для Западно-Сибирского края, куда тогда входила наша территория, была выделена разнарядка на 17 000 человек, из них 5 000 относились к расстрельной категории как наиболее враждебные, остальные — менее активные, но все же враждебные. Для этой категории были предусмотрены два решения: либо лагерь на срок от 8 до 10 лет, либо на тот же срок тюрьма. Суд над арестованными действительно был скорым, не более пяти минут. Видимо, так однажды осудили одного из моих двоюродных прадедов, вся антисоветская деятельность которого заключалась в умении валять валенки.

В перестроечные годы в одном из журналов я впервые увидел фотографию, на которой застыл коленопреклоненный в знак покаяния канцлер ФРГ Вилли Брандт перед памятником героям и жертвам восстания в еврейском гетто Варшавы. Шел дождь, был 1970 год. Этим символическим жестом он просил прощения за преступления нацистского режима перед человечеством. К сожалению, сталинизм нашим обществом не был осужден, что сохраняет опасность повторения его преступлений, а значит, стихи Роберта Рождественского «Полстраны уже сидит, полстраны готовится» могут вновь стать актуальными».

Вразрез с гуманистическим контекстом

Вадим Климов, арт-критик:

«Представляется, что результаты опроса, утвердившего Сталина величайшим человеком в истории, — это некое манипулирование статистикой. Все ведь зависит от того, как поставлен вопрос. Мы не видели инструментария исследования, потому и о его результатах не можем судить серьезно. Не говоря уже о том, что всякого рода социологические опросы давно используются как современные технологии формирования общественного мнения. Обсуждать тему целесообразно только с точки зрения того, кто заинтересован донести информацию подобного содержания, чтобы с подачи СМИ все вдруг начали понимать: наше все — Сталин, Пушкин и Путин. Стало быть, Сталин — победитель, Пушкин — культурное богатство страны, Путин — наше светлое будущее.

Чрезмерное педалирование личности Сталина воспринимаю негативно. Его роль в истории страны и формировании текущего положения дел в ней — гигантская. Но она отрицательная. Это была крайне радикальная форма правления, жесточайшая трагедия для страны и мира. Без роли Сталина не было бы Второй мировой войны, жесточайшего террора 1937 года, да не было бы даже Северной Кореи в том виде, в каком мы ее знаем теперь. Любая популяризация личности одного из военных апологетов XX века в современном контексте не может поощряться. Считаю, что это пагубно влияет на общегуманистическую идею в новом мире, где все стремятся к главному — не допустить войны».

Идолы великой державы

Ярослава Шашкова, политолог:

«Результаты очередного опроса меня не удивляют, так как они не новы. Это следствие существующего в массовом сознании российского общества, как и у населения ряда других стран, стремления к восприятию своей страны как великой державы, которой можно гордиться и с которой в мире должны считаться. И события Великой Отечественной войны — один из значимых факторов исторической идентификации. Они — часть истории почти каждой семьи, не настолько далекой, чтобы о них можно было слабо помнить. С другой стороны, постоянное внимание, в частности телевидения, кинематографа, к теме войны и роли Сталина в ее результатах — часть государственной политики памяти, хорошо согласующаяся с персонализированным восприятием исторических, политических процессов в условиях информационного общества.

Отсюда и интерес к теме увековечивания памяти вождя, обсуждение таких перспектив у различных политических сил (не только коммунистов). Для них это информационный повод заявить позицию, использовать формируемые в обществе настроения в своем имиджировании.

Я не поддерживаю установку памятника Сталину в Барнауле, Алтайском крае. И дело не в идеологических или политических позициях — слишком сурово «прошлась» его эпоха по многим близким и знакомым мне людям».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 5 июля 2017

Заголовок в газете: Второе пришествие вождя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру