Как подрабатывали известные барнаульцы, когда были школьниками

Пятая трудовая

Десять тысяч юных жителей Алтайского края трудоустроятся на время летних каникул, чтобы заработать на карманные расходы. Такие данные приводит пресс-служба Минтрудсоцзащиты региона. Часть подростков работает при школах, другие — заключили договоры с работодателями. Ремонт учебных классов, благоустройство, выращивание овощей и цветов, помощь престарелым и инвалидам, подсобный труд на предприятиях и в организациях — в таких видах работ задействованы школьники. Кем подрабатывали в детстве известные барнаульцы, редакция «МК» решила выяснить в рамках рубрики «Призма».

Мытые бутылки — за мороженое

Людмила Семочкина, член Союза промышленников Алтайского края, директор аудиторской компании:

«Время на подработку было только летом из-за того, что учебный год заполняли, помимо школьных занятий, уроки в музыкальной школе — иная занятость была попросту невозможной. В 8-9-м классах на каникулах была нянечкой на дачах и в детском саду. А когда была помладше, летом с одноклассницами подрабатывала тем, что мыла бутылки на гормолзаводе. Нас официально не трудоустраивали, но тем не менее «зарплату» выдавали каждую неделю. Копейки, конечно, и все же в семье приработок был очень кстати. Удавалось накапливать на одежду, обувь. Мороженое «трудящимся» разрешали есть бесплатно.

Все это было абсолютно несложно, а внеурочное общение с одноклассниками шло только на пользу. Не считалось тогда, что мытье бутылок — какой-то низкий труд. Такие дети из менее обеспеченных семей не становились изгоями. Все вместе мы проводили время и в школе, и после занятий — в походах, планетарии, на сборе макулатуры, выпадала возможность и коллективно трудиться. Считаю, что и современных школьников к физическому труду приучать нужно: главное в этом процессе не всегда сама работа или зарплата, а опыт общения. Это бесценно».

Заработать на выпускной костюм

Олег Шелудяков, директор производственного предприятия:

«Первые заработанные деньги хорошо помню. Думаю, до сих пор люди пользуются результатами моего труда. В Норильске есть шесть многоквартирных домов, в которых монтажные работы на электрике в составе бригады выполнял я. К тому времени учился в выпускном классе школы и весь последний год получал профессию электромонтажника. На первое рабочее место пришел уже с третьим разрядом — хотелось скорее получить практический опыт, но и заработок для семьи, конечно, тоже был не лишним. Работу электромонтажника на стройке нельзя назвать тяжелой: подключал электродвигатели, прокладывал проводку, кабели. Все-таки это квалифицированный труд — не лопатой землю кидать. Время это вспоминаю с большой теплотой.

Первая зарплата за полтора месяца — 132 рубля 96 копеек. Чему обучался на уроках, удалось применить на стройке, — это был ценный опыт. Положительно и то, что все по части электрики для меня перестало быть чем-то секретным. Деньги, помнится, тогда пошли на покупку выпускного костюма, он обошелся в 96 рублей».

Трудотерапия для будущего

Ольга Ришко, член правления Алтайской региональной ассоциации туризма, директор турфирмы:

«Родители с материальными трудностями никогда не сталкивались. Поэтому у меня постоянно были в распоряжении средства из семейного бюджета. Их позволялось брать на любые школьные покупки. И тем не менее в девятом классе решила пойти подработать. Отчасти — чтобы иметь личные деньги, которые можно потратить на то, что родители не купят 15-летнему подростку, отчасти — ради опыта общения. Так на каникулах я оказалась на маслосырзаводе.

Почти весь день занималась тем, что мыла сыр. Головки молочного продукта покрывались плесенью, и их требовалось обрабатывать на специальных станках. Свежий, только поступивший сыр доставали из форм и отправляли дозревать. Все так или иначе было сопряжено с физическим трудом... Когда время работы закончилось, осознала, что учиться я буду еще лучше, однозначно получу высшее образование и, если и вернусь на завод, то как минимум технологом или директором.

Первая зарплата — 27 рублей, по тем меркам немаленькая сумма. Какое-то время не решалась их потратить. И вот однажды увидела в магазине супермодное индийское джинсовое платье. При том, что обычные наряды стоили по три-четыре рубля, за него просили ровно 27. Мама тогда зарабатывала 60 рублей в месяц. К ней я и пришла советоваться, стоит ли оно того. В этот же день купила платье, хоть и было жаль отдавать деньги, заработанные с таким трудом.

Считаю, что правильно давать детям возможность поработать в школьные годы. Сына к раннему труду поощряла: с 16 лет полноценно работал помощником вожатого, а до этого, в шестом классе, мыл в деревне машины за деньги. Главное, что дает физический труд школьнику, — возможность почувствовать себя взрослым, ощутить личностное пространство, получить жизненный опыт для будущего определения в профессии. И трудотерапию никто не отменял».

Прорабы кирпичи не таскают

Алексей Белоус, юрист, председатель Общественной наблюдательной комиссии по Алтайскому краю:

«Мы с другом в 7-8-м классах школы пробовали себя в качестве начинающих предпринимателей. Летом покупали на продуктовых базах ящики лимонада, вставали в людных местах на рынке и торговали. Конечно, на вещи не хватало, но на карманные расходы — походы в кафе, кино — вполне.

У друга отец работал тогда прорабом. Это давало нам еще один способ подзаработать — на стройке: зимой очищали объекты от снега, а летом — таскали кирпичи. Надолго отложилось в памяти: контролировать процесс периодически приезжал прораб. И он к кирпичам не притрагивался. Тогда твердо решил, что стану «прорабом», пошел учиться дальше.

Как бы ни был тяжел физический труд, мне кажется, важно, чтобы школьники получили такой опыт. Для меня, как подростка, первая работа стала возможностью научиться общению со взрослыми на равных, отстаивать точку зрения, ну и, конечно, повлияла на самооценку».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: Пятая трудовая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру