В рамках Дня сибирского поля обсудили трудности развития сельской кооперации

Дали удочку, а ловить не научили

Одним из центральных мероприятий «Дня сибирского поля — 2017» стал круглый стол, посвященный развитию кооперации на селе. Тема была выбрана неслучайно. Напомним, в 2017 году Алтайский край в числе еще четырех регионов стал пилотной площадкой по развитию этого направления.

Дали удочку, а ловить не научили
Фото: из архива "МК"

Деньги есть. Инициативы нет

Тема кооперации для Алтайского края не нова. Если не углубляться в историю, можно вспомнить, что последняя попытка реанимировать кооперативное движение на Алтае была предпринята в 2009 году, когда была принята ведомственная целевая программа, направленная на создание многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. С 2015 года вводится системная финансовая господдержка в виде грантов. И если в первый год максимальная сумма, на которую мог рассчитывать на старте кооператив, составляла 25 млн рублей, то уже в этом она увеличилась до 70 млн рублей. Есть и ряд других преференций, на которые могут рассчитывать кооператоры. Например, льготные кредиты.

«Государство создало условия для развития сельской кооперации. Селянам дали удочку, с помощью которой они могут повысить благосостояние. Однако пока люди неохотно объединяются в кооперативы. В чем причина? Давайте разберемся в этом вопросе вместе. Проанализируем, все ли мы делаем правильно», — призвал Николай Халин, заместитель начальника регионального Министерства сельского хозяйства.

Доказали цифрами

На территории края зарегистрированы несколько десятков кооперативов, но лишь единицы могут похвастаться слаженностью и эффективностью работы, которая определяется в первую очередь ростом благосостояния сельских жителей. Яркий тому пример снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) «Колос» в Тальменском районе и «Восход» в Топчихинском. Инициатором идеи кооперации стал предприниматель Олег Махнаков.

«Реорганизация сельхозпредприятий и внедрение современных технологий привели к тому, что из производства высвободилась большая доля сельского населения. Мы понимали, что создать завод или фабрику в каждом селе невозможно, а проблему как-то нужно решать. Поэтому, когда Олег Николаевич пришел к нам с идеей создать кооператив, мы не отвернулись от нее. С тех пор прошло почти три года. И у нас уже есть результаты. Если в первый год работы он принял и переработал более 500 тонн молока у 44 молокосдатчиков, то в этом — уже 900 тонн молока у 179 человек. В районе увеличилось маточное поголовье в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Люди поняли, что на молоке можно зарабатывать: содержать семьи, растить и учить детей. Только за май текущего года семья Галкиных получила 221 тысячу рублей, ИП Журавлева — 1,049 млн. Эти цифры о многом говорят», — подчеркивает Александр Григорьев, глава администрации Топчихинского района.

С ним солидарен Николай Аксенов, председатель комитета по агропромышленному комплексу Тальменского района, на территории которого действует еще один СПК Олега Махнакова. По данным руководителя АПК, за годы работы кооператива поголовье в ЛПХ выросло на 11%, продуктивность животных — на 20%.

«Главное — люди поверили в кооператив. Что скрывать, у селян был не очень удачный опыт по сдаче молока, когда расчеты производились не вовремя, да и платили копейки. Тогда не было заинтересованности развивать ЛПХ. Сейчас расчеты каждые 15 дней, цена достойная. Людям уже не надо ехать с бидоном молока в город, чтобы заработать копеечку. Главный плюс в том, что кооператив охватывает удаленные, малые села, где нет производства, нет работы», — комментирует Николай Аксенов.

Связанные одной целью

«Мне часто говорят: поехали, посмотрим, как работает твой кооператив. Многие полагают, что это офис, в котором сидят сотрудники. Кооператив — это группа людей, объединенная общими целями. В нашем случае — это развитие молочного животноводства. Действует слаженная схема: мы принимаем у сдатчиков молоко, перерабатываем его на заводе и получаем уже готовую продукцию, которую сами же реализуем. За счет вырученных средств рассчитываемся с поставщиками. Это позволяет держать интересную для селян закупочную цену. Плюс все члены нашего предприятия могут пользоваться услугами товарного кредитования: приобретать поголовье, корма, лекарства в счет будущей сдачи молока», — поясняет принцип работы Олег Махнаков.

Он уверен, что кооперация — это единственный способ выжить и развиваться для мелких товаропроизводителей.

«В мире есть два варианта развития сельского хозяйства — кооперативы и крупные агрохолдинги. К этому приходим и мы. Ужесточение ветеринарного законодательства, увеличение затрат на производство вынуждают людей объединятся. В одиночку не выжить», — добавляет предприниматель.

Опытом создания сельского кооператива поделился Максим Кочев из Чарышского района, руководитель молодого СПК «Чарышагропродукт». До кооперации аграрий занимался переработкой мяса. В прошлом году узнал о программе господдержки, составил бизнес-план, успешно защитил и получил грант в размере 17 млн рублей. На эти деньги в хозяйстве приобрели оборудование для охлаждения молока, автомобили. В кооперативе 98 членов, 173 постоянных сдатчика молока. За первое полугодие 2017 года он получил 1 000 тонн молока.

Участники круглого стола поинтересовались, по какой цене принимает молоко кооператив у населения. Кочев пояснил: в летний период — 22 рубля за литр, в то время как в соседнем районе переработчики принимают по 16 рублей.

«В начале нашей деятельности мы сменили не один завод. Нашли партнеров, которым сдаем молоко, получаем за него сыр, его реализуем через кооператив. Конечная цена получается выше, чем за сырье», — добавил он.

Не только деньги, но и просвещение

Возвращаясь к вопросу, почему сельхозкооперация развивается не столь стремительно, как хотелось бы, Кочев признался, что господдержка — дело важное и нужное, но этого недостаточно.

«Сельские жители — это особая категория. Во-первых, они не владеют в достаточной мере информацией, во-вторых, уже ничему не верят. Чтобы кооперация развивалась активней, нужно проводить просветительскую работу среди населения, на конкретных примерах показывать, как это функционирует», — поясняет Кочев.

По его оценке, кооперация — не частный бизнес. Это совместная деятельность, направленная на улучшение жизни селян. Например, кооперативом был создан фонд «Развития сельских территорий», в котором аккумулируются средства на реализацию социальных проектов: установку уличного освещения, чистку дорог в зимнее время, организацию массовых мероприятий и т. д.

«Вы спрашиваете, с чего начать? Главное — подобрать команду, во главе которой встанет энергичный и преданный делу человек. Может быть, звучит идеалистически, но именно таким должен быть подход. Я вижу, как растет благосостояние членов нашего кооператива, преображаются села, и это вселяет уверенность, что выбрано правильное направление», — добавляет кооператор.

С тем, что финансовой поддержки для успешного развития кооперативного движения недостаточно, согласен и Василий Чижов, ректор Алтайского института повышения квалификации руководителей и специалистов АПК.

«В селе в основном живут люди старшего поколения. У многих до сих пор ностальгия по совхозам и колхозам. Они не знают другой жизни и боятся всего нового. Чтобы кооперация заработала, нужно ломать стереотипы, преодолевать психологический барьер. Для этого действительно необходима просветительская работа. Надо ехать в села, собирать людей, доступно и наглядно разъяснять, какие меры господдержки существуют, предложить варианты, рассказать, как ими можно воспользоваться. Затем, когда понимание будет достигнуто, учить тому, как организовать кооператив, составить бизнес-план, защитить его, помочь грамотно распорядится господдержкой, чтобы она не ушла в песок, и в дальнейшем помогать советом и делом, — поясняет ректор.

В заключение Николай Халин пояснил, что перед регионом не стоит задача массового создания кооперативов. «Важно не количество, а качество», — уточнил он. В этом вопросе нужен взвешенный, грамотный подход, добавил Халин. Учитывая менталитет сельских жителей, инициативу должны взять, по его мнению, муниципальные власти — создать благоприятные условия для жизни и работы на селе.

«Нужно ненавязчиво, без давления вести разъяснительную работу, а еще лучше — на собственном примере показать, как работает кооперативное движение», — заключил Халин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: ДАЛИ УДОЧКУ, А ЛОВИТЬ НЕ НАУЧИЛИ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру