Промышленность и энергетика региона стабильно развиваются даже в кризисные периоды

За пять месяцев 2017 года индекс промышленного производства Алтайского края составил 107,3%

За пять месяцев 2017 года индекс промышленного производства составил 107,3% (за отчетный период 2016 года — 101,3%). Краевые власти прогнозируют, что по итогам года цифра будет 103-104%. Драйверами роста выступают сельхозмашиностроение, пищевая промышленность, обрабатывающие производства.

За пять месяцев 2017 года индекс промышленного производства Алтайского края составил 107,3%

Новый уровень теплоснабжения Рубцовска

За пять месяцев предприятия края произвели продукции на 143 млрд руб. Так, выпуск грузовых вагонов вырос в 6,3 раза, сеялок — в 7,2 раза, обуви — в 1,8 раза, мостовых кранов — на 40%. Залог стабильности алтайской промышленности — высокая степень дифференцированности. У нас нет одного ключевого вида экономической деятельности, который определял бы всю картину. Помогло импортозамещение в сфере сельхозмашиностроения. Рост выпуска продукции в производстве машин и оборудования составляет 108,3%. По словам заместителя председателя правительства Алтайского края Виктора Мещерякова, рынок демонстрирует большой спрос на продукцию наших производителей.

На пресс-конференции он отметил, что отопительный сезон в Алтайском крае прошел без ЧП и аварий. И уже полным ходом ведется подготовка к зиме. Самый сложный объект — теплоснабжение Рубцовска. В городе идет серьезная модернизация тепловых сетей и Южной тепловой станции. С весны темпы работ пришлось снизить из-за высокого уровня грунтовых вод.

«Весь май траншеи были заполнены водой на 80-90 см, сейчас откачали до 10-30 см, конечно, несем затраты, но работы продолжаются, — подчеркнул Мещеряков. — Ожидаем завершения перекладки теплотрасс до 15 августа. В ближайшее время на Южной тепловой станции (ЮТС) начнется монтаж котлов. Оборудование произведено на Бийском котельном заводе. Первый котел будет введен в эксплуатацию до 1 ноября 2017 года, второй — до 1 января 2018 года. Ставится задача-максимум. Деньги на этот проект есть, может, удастся освоить и больше, чтобы уже в следующий отопительный сезон перевести если не весь контур теплоснабжения Рубцовска на ЮТС, то хотя бы часть».

Продолжая разговор о повышении качества теплоснабжения, заместитель председателя регионального правительства коснулся судьбы ТЭЦ-2 в Барнауле, эксплуатируемой с 1955 года. Она хоть и надежная, но уже устарела, несмотря на то, что там недавно поменяли два котла. Виктор Мещеряков затронул тему реанимации проекта строительства в Барнауле ТЭЦ-4, существовавшего в 90-е годы. Однако это долгосрочная перспектива, решение по ней может быть принято не раньше 2025 года. Необходимо подсчитать смету по старому проекту уже в современных условиях. Но рано или поздно ТЭЦ-2 будет остановлена. Мещеряков выразил уверенность, что это произойдет незаметно для города, как когда-то случилось с ТЭЦ-1, без которой еще в 90-е годы было невозможно представить теплоснабжение Барнаула.

«Алтайвагон» обретет стабильность

На пресс-конференции была внесена некоторая ясность относительно перспектив «Алтайвагона» — крупнейшего в стране завода по производству железнодорожного грузового подвижного состава. Это градообразующее предприятие для Новоалтайска, также его филиал находится в Рубцовске. На протяжении последних лет он не всегда работал стабильно. Большие пакеты заказов сменяли периоды простоя. Несколько раз краевым властям в режиме ручного управления приходилось буквально спасать предприятие.

Теперь ситуация должна выправиться. Собственники договорились о вхождении компании в госкорпорацию «Ростех». Это решено сделать на фоне конкурентной борьбы «Алтайвагона» и «Уралвагонзавода». Недавно алтайское предприятие наконец-то получило от ФАС скидку на порожний пробег некоторых моделей вагонов. Аналогичные скидки уже несколько лет доступны Тихвинскому вагоностроительному заводу и «Уралвагонзаводу». Антимонопольщики решили уравнять преимущества трех участников рынка. Тем более что «Алтайвагон» уступает им обоим по объему производства. При этом наш вагон стоит 2,2 млн руб., а уральцы делают за 2,8 млн. Скидка ФАС могла бы серьезно повысить конкурентные преимущества алтайского предприятия, что не устраивало других участников рынка. В частности, «Уралвагонзавод», будучи владельцем лицензии, запретил поставщикам передавать детали для вагонной тележки на Алтай, сославшись на то, что изделия не прошли нужные испытания и в них нашли брак. Из-за этого сборка в Рубцовске встала, а в Новоалтайске сократилась.

На фоне же договоренности о вхождении в «Ростех» уже объявили, что запчасти скоро поступят на предприятие. Виктор Мещеряков выразил обоснованную надежду, что когда «Алтайвагон» войдет в корпорацию, в которой состоит и «Уралвагонзавод», их конкуренция снизится. Вице-премьер видит в этой реорганизации только плюсы для региона. Оба предприятия будут договариваться о разделе рынка и отдавать друг другу субподряды. Работы хватит всем, поскольку потребность в вагонах для России на ближайшие пять лет останется высокой.

Заринск: первый шаг к дифференцированности

Одна из ключевых задач, поставленных перед региональной промышленностью и энергетикой Правительством РФ, — развитие монопрофильных муниципальных образований. К таковым в крае отнесены Алейск, Заринск, Новоалтайск, Яровое и рабочий поселок Степное Озеро. При этом ни в одном из них не отмечено ухудшения социально-экономической ситуации. Ни один из моногородов не относится к «красной группе», где градообразующее предприятие было бы разрушено. Местные администрации осуществляют мониторинг мероприятий, комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов, социально-экономического развития для выявления рисков и прогнозирования ситуации в этой сфере с учетом деятельности градообразующих предприятий.

Прорабатываются вопросы создания в Заринске и Новоалтайске территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) для получения федеральной помощи. Для реализации этой инициативы организована рабочая группа по привлечению крупных инвесторов. Заринск получит субсидию 43 млн руб. на строительство инфраструктуры от Фонда развития моногородов за 2017-2018 годы. Уже подписано соответствующее соглашение. Деньги направят на реконструкцию автомобильной дороги, необходимой для реализации проекта строительства кожевенного завода, который должен заработать в IV квартале 2017 года. Объем частных инвестиций в реализацию проекта составит 1,6 млрд руб., будут созданы 142 рабочих места.

В Новоалтайске сформирован перечень проектов и предварительный пул инвесторов, готовых вложиться. Особенность работы исполнительной власти с моногородами заключается в том, что не ставится цель заместить градообразующие предприятия. Задача — дифференцировать их экономику, создав новые точки роста. В рамках этой работы планируется привлечение средств на софинансирование расходов региона по созданию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Драйверы роста

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру