Редкие кадры
Дефицит инженеров не обходит стороной алтайских работодателей. Специалисты технического профиля уже не требуются массово, но даже штучный отбор порой проблематичен. Самые подкованные выпускники продолжают покидать регион в поисках лучших условий трудоустройства. Вопросы подготовки и адаптации инженерных кадров на рынке труда обсуждали накануне на круглом столе в «Сибирской медиагруппе».
Основная масса обучающихся в вузах края получает профессии в сфере наук об обществе. Инженерное дело и технические науки находятся на втором месте по популярности (27%). За последние три года, как отмечает Инесса Долженко, заместитель министра образования и науки региона, количество абитуриентов, поступивших на инженерно-технические направления, выросло на 10%. Но соответствующие образовательные программы в вузах по-прежнему не пользуются популярностью. Год от года конкурс остается неизменным, констатирует Яков Овчинников, проректор по учебной работе АлтГТУ имени И.И. Ползунова. Одна из причин — требование сдачи ЕГЭ по физике. Точную науку школьники выбирают очень неохотно. В этом году из 11 тысяч выпускников записались на физику 3,3 тысячи. Самый массовый экзамен — обществознание.
На предприятиях края инженеры в больших объемах, впрочем, и не нужны, отмечает Андрей Марков, генеральный директор исполнительной дирекции регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей. Работодатели все больше испытывают потребность в штучных специалистах. Даже с учетом скромных запросов, проблема обеспечения инженерными кадрами остается — из-за того, что часть выпускников-инженеров работает не по специальности, другие — покидают регион после получения дипломов.
«На рынке труда отмечается спрос на технических специалистов, это касается в том числе новых рынков — производств композиционных и энергоэффективных материалов, биотехнологий. Востребован линейный инженерно-технический персонал: инженеры-технологи, конструкторы, электроники. В 2016 году было зарегистрировано 1 500 таких вакансий», — отмечает Ольга Вагнер, главный специалист отдела политики занятости и развития рынка труда управления по занятости населения Минтрудсоцзащиты края.
На одном уровне потребность работодателей сохраняется на протяжении нескольких лет. При этом закрыть 45% вакансий руководители предприятий готовы сотрудниками без опыта работы.
С отрывом от реальности
Пороговое значение трудоустройства выпускников вузов в СФО, 75%, в алтайских учебных заведениях по итогам прошлого года даже превзошли. В числе тех, кто оказывается на рынке успешнее всего, как показывают данные профильного министерства, специалисты с физико-техническим образованием, в сфере энергетики и IT. По проценту трудоустроенных регион опережает республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, но уступает Новосибирской и Томской областям.
Год от года все больше ответственности в этой сфере возлагается на образовательные организации, обращают внимание в вузах. Показатель трудоустройства учитывается в мониторинге эффективности учебных заведений и при определении контрольных цифр приема на будущие годы.
«Профильное образовательное министерство в регионе сначала осторожно, а потом все более основательно возложило ответственность за трудоустройство выпускников исключительно на вузы. Но решить этот вопрос нам одним не по силам. Он требует комплексного подхода. Возможность повысить качество подготовки инженерных кадров и увеличить процент трудоустройства — привлекать работодателей к разработке учебных планов, вносить в них дисциплины, необходимые для конкретных предприятий, создавать базовые кафедры. В этом направлении за последние годы у нас есть определенные успехи», — добавляет Яков Овчинников.
Более 2 000 договоров о сотрудничестве АлтГТУ с работодателями отчасти решают проблему закрепления и адаптации кадров. Охотнее на контакт идут предприятия оборонной промышленности, нуждающиеся в редких специалистах. Между тем у работодателей есть претензии к подготовке выпускников, которых приходится переучивать под себя. По разным оценкам, для 80% молодых инженеров требуется адаптация на первом рабочем месте. Лучше обстоят дела у магистров, начинающих трудовой путь после окончания бакалавриата. Трудностей в этом отношении добавляет осторожность работодателей при допуске студентов-практикантов к оборудованию. Бросить производство и заняться обучением молодых специалистов также готовы не многие.
Вместе с тем, как отмечают в региональном Минтрудсоцзащиты и подтверждают преподаватели, у вчерашних студентов-политехников есть завышенные ожидания относительно будущей зарплаты, условий труда, рабочего места. Многие считают линейные должности после пятилетней учебы недостойными внимания. Отчасти источник проблем с трудоустройством, по мнению проректора технического вуза, завышенная самооценка и инфантильность. Столкновение с реалиями рынка труда, где молодому специалисту предложат вакансию с зарплатой в 10-15 тысяч рублей, побуждает к уходу из профессии или миграции в другие регионы, где охотники за инженерами предлагают условия на порядок лучше — с оплатой переезда работника и членов его семьи, более высоким окладом, компенсацией аренды жилья, подъемными средствами и даже оплатой ежегодных поездок к месту жительства.
Воспитать Кулибиных
Неосознанный выбор профессии уменьшает шансы на трудоустройство и востребованность выпускника, констатируют преподаватели. Если не при поступлении, то во время учебы важно, чтобы студент проникся специальностью.
«До сих пор абитуриенты подают документы на поступление вслед за друзьями, по чьему-то совету. Родители, когда наступает пора приемной кампании, всегда спрашивают: «Куда поступать?» Хочется ответить: «Куда хотите». В том смысле, чтобы поступали туда, где человек хотел бы работать, и дело, освоенное в вузе, стало бы делом всей жизни», — добавляет Яков Овчинников.
Из числа инженерных специальностей особой востребованностью, по наблюдениям экспертов, пользуются выпускники, прошедшие обучение по совместным образовательным программам и владеющие, помимо профильных знаний, к примеру, китайским языком. Нарасхват — инженеры с экономическими знаниями, которые готовы решать на предприятии вопросы, связанные с организацией производств.
В этом году задачу по подготовке школьников к освоению инженерных специальностей в крае отчасти начал решать детский технопарк «Кванториум». Развивать интерес к аэро-, био-, гео-, информационным технологиям стоит начинать с 5-7-классниками, считает Александр Муратов, руководитель краевого технопарка. Ориентир для ранней профориентации — атлас востребованных профессий будущего и рынки национальных технологических инициатив — FoodNet, AeroNet, SafeNet — питания, беспилотных летательных аппаратов, безопасности.