Эксперты «МК» - об идее ввести налог на бездетность

Демографический вопрос - в мнениях депутатов, общественников и ученых

Предложение взимать регулярную плату с бездетных и малодетных россиян, которая бы пошла на поддержку семей с тремя и более воспитанниками, федеральные власти пока не намерены приводить в исполнение. Об этом сообщают медиа со ссылкой на премьер-министра России Дмитрия Медведева. Ранее инфоповод спровоцировал нешуточную общественную дискуссию. Вдогонку одной из самых обсуждаемых тем уходящего мая — мнения экспертов «МК».

По опыту старообрядцев

Ольга Чудаева, научный сотрудник отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН:

«Налог на бездетность, существовавший в советское время, напомню, был введен в военные годы. Сделано это было для того, чтобы сократить огромную убыль населения, восстановить ущерб от войны. Страна в руинах, никаких других ресурсов для повышения рождаемости нет. Считаю, для прежнего времени мера была вполне оправданной. Сейчас ситуация несколько иная. У нас есть огромное количество источников, из которых можно извлечь средства.

В предложении, озвученном Юрием Крупновым, главой Института демографии, миграции и регионального развития, речь идет о налоге на бездетных и малодетных — под ними имелись ввиду родители с одним ребенком. Однако малодетными у нас считаются и семьи, имеющие двух детей. А еще — много метерей-одиночек. Если обратиться к изучению уровня жизни семей с одним-двумя детьми, можно понять, что они находятся, грубо говоря, в нищете. Брать с них налог, я считаю, совершенно неправильно. Насчет холостяков — можно подумать. Они не несут затрат на воспроизводство населения, живут одним днем в свое удовольствие, а когда состарятся, будут требовать от государства услуг соцобеспечения, ссылаясь на исправную уплату налогов в течение жизни, что само по себе не всегда соответствует истине. Вполне разумно для таких людей ввести налог на бездетность, и это не способ дискриминации, а средство перераспределения затрат на воспроизводство населения. Хотя, повторюсь, это отнюдь не первоочередная мера. Есть и масса других источников поддержки рождаемости, включая хотя бы национализацию природных ресурсов и ключевых производств.

Те, кто бьет тревогу по поводу малодетности, называя ее чумой нашего времени, которая может закончиться вырождением, делают это небезосновательно. Даже для простого воспроизводства населения нужен суммарный коэффициент рождаемости на уровне 2,15. Сейчас, после длительного спада, он достиг 1,8.

Для того чтобы выйти из депопуляции, нужно радикально менять образ жизни и создавать такие условия, чтобы семьи сами могли обеспечивать себе достаточный уровень жизни, а не обходились подачками, которые сегодня есть, а завтра — нет. Я сторонник деурбанизации страны. Желающих граждан России нужно «садить на землю» — и не только на Дальнем Востоке, а по всей стране, включая Нечерноземье и Сибирь, где самые большие площади заброшенных сельхозземель. Люди смогут сами обеспечивать не только собственное благополучие, но и создавать надежную материальную базу для потомков. Яркий тому пример — опыт тех же староверов в Сибири, успешно хозяйствовавших на земле, притом без всякой поддержки. Многие были долгожителями и при этом имели по 10 детей».

С надеждой на себя

Светлана Литвинова, руководитель регионального отделения всероссийской общественной организации «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток — хорошо!»:

«Налог на бездетность имел место в советское время и был направлен на поддержку многодетных семей. Представляется, что в таком виде он вполне мог бы стимулировать к росту рождаемости. Конечно, очень важно учесть нюансы, подходить к обложению налогом дифференцировано. Если человек физически не может иметь детей, неправильно заставлять его расплачиваться за это, фактически, наказывая налогом.

Семьям с детьми, безусловно, труднее. В крае живет 20 тыс. многодетных семей, в их числе те, которые воспитывают по 10-12 детей. Конечно, они были бы рады поддержке извне. Для более обеспеченных наличие пособий не играет определяющей роли. Но и им нужна помощь: если не в виде материальных выплат, то в улучшении условий для воспитания этих трех-четырех и более детей. Основная проблема, с которой сталкиваются семьи, — получение земельных участков с коммуникациями. Для многодетных часто гораздо удобнее жить в пригороде. Барнаульским родителям пока говорят, что земли нет и не будет. А те, кто получил ее, до сих пор живут без центральных коммуникаций. Нужны льготные кредиты под 5-9% максимум — на то, чтобы расширять жилплощадь. Даже при наличии земли построиться тяжело, никаких социальных программ для этого нет. Не лишним было бы обеспечение детей льготным питанием в школах, которое пока получают единицы, семей — льготами на оплату коммунальных услуг, которые и сейчас положены по закону, но не выплачиваются даже по решениям судов из-за отсутствия средств в бюджетах.

Большинство из тех, кто сегодня решается на многодетность в сельской местности, делает это из-за того, что есть перспектива улучшить качество жизни за счет материнского капитала. Эти деньги играют огромную роль, женщины строят планы на то, как их использовать: хозяйство поднять, дом достроить. Ребенок, как правило, уже вторичен. Есть чем обеспечить его в первые годы жизни — старые коляски, вещи. Нужно признать, что дополнительная господдержка в этом случае  стимулирует обзаводиться детьми неблагополучных родителей».

Шум на пустом месте

Оксана Молодых, член комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике Барнаульской городской думы:

«Я уверена, что ничего подобного принято законодательно не будет, а весь публичный круговорот вокруг этой темы избыточен, возможно, искусственен и затмевает реальные проблемы в семейной политике. Тема носит бутафорный характер. Неправильно, что проблема, которая не будет рождена, выходит на такой высокий уровень информированности о ней. Чиновники с высоких трибун начинают сыпать заверениями и обещаниями, тем самым на пустом месте наращивая политический вес. Как известно, практика, когда проблемы создают специально, чтобы их эффектно решить, имеет место быть.

Если все-таки представить, что предложение носит реальный характер, я — против. Стимулировать к деторождению таким способом попросту невозможно. Думаю, те, кто хочет рожать, будут это делать, даже если обложить их платежом на «детность». Не заставит налог поменять позицию тех, у кого не складываются семейные отношения, или тех, кто не собирается заводить детей. Ведь сегодня есть масса проблем, по которым семьи могут вставать на позицию бездетности сознательно. Для начала нужно хотя бы вернуть обязательное обеспечение детей одиноких матерей и отцов местами в детских садах. Их исключили из списка первоочередников несколько лет назад и не собираются возвращать обратно, в то время как такой привилегией пользуются представители правоохранительных структур. Понятно, что стране нужны люди, но должны быть другие механизмы для стимулирования рождаемости».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 31 мая 2017

Заголовок в газете: Кому платить за улучшение демографии?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру