Федеральная автомобильная дорога отмечает 95-летний юбилей

Новый век «Чуйского тракта»

История «Чуйского тракта» насчитывает не один поворот, она меняла направление, становясь зеркальным отражением эпохи. Путь на месте современного тракта существовал издавна, в преданиях его называют вечным. Точкой отсчета современной истории принято считать 26 мая 1922 года, когда дорога получила статус государственной. В 2017 году тракту исполняется 95, это автомобильная трасса федерального значения Р-256 Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — граница с Монголией.

Новый век «Чуйского тракта»

От вьючной тропы

Первым упоминаниям о «Чуйском тракте» 3000 лет. В китайских летописях говорится о Мунгальской тропе, — этот отрезок пути, полагает Елена Грехова, хранитель Музея Чуйского тракта, мог быть частью современной федеральной трассы. Одно из первых российских письменных свидетельств о дороге до Китайского царства встречается в «Книге Большому Чертежу» с подробным описанием карты России и соседних государств: «А Бия река течет из озера Тележского, а вдоль то озеро пять дней, а поперек день, и около тех мест кочуют многие иноземцы, саянцы, мундусцы, калмыки, телеуты, учуги, карагайцы. А от усть Бии и Катуни рек степью до Китайского царства ход есть».

В составленном по приказу Тобольского воеводы Годунова в 1667 году «Генеральном чертеже всея Сибири» встречаются упоминания о торговом пути через «алтайский камень». Широкую известность Чуйский торговый путь получил со второй половины XVIII века. А уже в 80-х годах предприимчивые жители Змеиногорска и Бийска ездили в Горный Алтай и вели торговлю с алтайскими племенами, утверждает доктор исторических наук профессор Александр Старцев. В 20-х годах XIX века купцы «устроили избушки для склада товаров на берегах Чуи, на месте, называемом Кожо-Агач», а для торговли ездили дальше к китайской границе.

В 50-60-е обозначилось место, куда стекались торговцы из России, Монголии и Китая, — стоянка у реки Бурата, Буратинская ярмарка. В течение года сюда три раза приезжали люди для обмена товаров. Русские торговцы привозили хлопчатобумажные ткани, суконные материи, выделанные кожи, чугунные и железные изделия, галантерейный товар и обменивали их на скот, невыделанные овечьи и козьи шкуры, чай, пушнину. Но главным товаром, вывозившимся с Чуи, были шкурки сурка, которые пользовались большим спросом на рынках европейской России и за границей. Кстати, еще одно письменное упоминание о Чуйском тракте как о торговом пути можно найти в газете «Томские губернские ведомости», датированной 1862 годом.

В этот же период начали активно обсуждать вопрос о необходимости проложить удобную дорогу в Чуйскую долину, это было следствием подписанного между Россией и Китаем Пекинского договора. Понять, каким был торговый путь в те времена, помогают записки бийского исправника Замятина: «Чтобы иметь представление о современном пути на Кош-Агач, нужно видеть его в натуре. Так, например, на Чуйских бомах есть места, где вьючные и верховые лошади прыгают с камня на камень, по временам ударяясь боком о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Проезжая по таким путям, самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти».

Дорога была очень узкой, возле бомов, высоких отвесных скал, — не более метра-полутора шириной. Зимой и осенью, когда начинались распутица или гололед, вести здесь караваны было сложно, а разъехаться — и вовсе нереально. Купцы старались выбрать опытных погонщиков, хорошо знавших дорогу. Чтобы не столкнуться на таких участках со встречными караванами, погонщик уходил вперед, до следующего бома, и оставлял на тропе шапку, — это был знак, что дорога занята. Реверсивное движение два века назад.

Колесный тракт

В 1865 году группа бийских купцов в сопровождении штабс-капитана Принтца совершила поездку в монгольский город Кобдо. Принтц высоко оценил перспективы торговли, однако отметил, что ее развитие возможно в том случае, если «Алтай, населенный кочевыми, почти дикими людьми, пересечется не теперешнею едва проходимой конской тропой, а более устроенной караванной дорогой». Первые обследования Чуйского пути, проведенные в 1868-м чиновником для особых поручений Министерства финансов Яцевичем, а годом позднее — Замятиным, дали основание генерал-губернатору Западной Сибири обратиться в Государственное казначейство с ходатайством об ассигновании 100 тысяч рублей для строительства тракта. В то же время семипалатинский губернатор предложил устроить колесную дорогу к монгольской границе через Бухтарминскую долину, и просил всего 25 тысяч. Министерство финансов остановилось на менее капиталоемком проекте. Однако уже к 1879 году стало ясно, что торговля по Бухтарминскому тракту не получила развития, большую часть денег к тому времени истратили, а дорога «была устроена на самом незначительном протяжении». Проект «сдулся», а вопрос реконструкции Чуйского пути вновь стал актуальным.

Череда финансовых и политических неурядиц сопровождала историю строительства тракта на рубеже двух веков. В это время было выполнено несколько трассировок дороги, предложены варианты улучшения существующего пути, от затратных до самых бюджетных. Но дальше проектов и примерных смет дело не шло. Еще одной причиной тому было отсутствие строителей и проблема поддержания дороги в рабочем состоянии. Следить за ней, по закону времени, должны были местные крестьяне, исполняющие дорожную повинность. Беда в том, что Чуйский тракт пролегал по практически безлюдной местности.

Тем временем купцы-«чуйцы» пытались приспособить тракт для безопасной езды, финансируя устранение «гиблых мест»: расширение тропы, уборку камней и устройство деревянных настилов. Среди представителей «новой волны буржуазии» были Ассанов, Васенов и другие — персоны, известные не только на Алтае и в Сибири, они занимались меценатством, изучали Монголию и Китай. Но все их улучшения торгового пути были весьма примитивными в техническом отношении.

Некоторые сдвиги произошли в 90-х годах XIX века в связи со строительством транссибирской магистрали. Однако сумма, отпущенная Комитетом Сибирской железной дороги на изыскательские и строительные работы, была значительно меньше самой экономичной сметы. Убедившись, что дополнительных ассигнований не предвидится, губернская администрация решила готовить проект исходя из имеющихся ресурсов. Задача была поручена горному инженеру Билю. В 1902 году он построил первый участок колесного тракта: от Бийска до Кош-Агача стало возможным проехать на телегах. Но начало работ в 1901 году породило множество проблем, в первую очередь давал о себе знать недостаток средств. Дорога быстро разрушалась, становясь непригодной для экипажной езды, и в итоге приобрела прежнее первобытное состояние.

В 1911 году Чуйский тракт перевели в ведение Министерства путей сообщения, это возродило былые надежды бийских предпринимателей. Чтобы решить проблему выбора направления дороги, необходимо было продолжить изыскательские работы. Летом 1914 года в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил Василий Шишков, на тот момент инженер ведомства путей сообщения, а в будущем известный писатель. Задача экспедиции заключалась в изыскании лучшего и кратчайшего направления тракта, проект был готов к 1916 году и стал основой современной трассы. До революции дорога шла по другому пути, не через Горный Алтай, а через села Смоленское и Алтайское, на современный «Чуйский тракт» выходила в районе Черги. Шишков выполнил огромную работу по трассировке и составлению карт, но капиталоемкий проект был приостановлен из-за начавшихся Первой империалистической и Гражданской войны.

Безвестные строители

В 1922 году Владимир Ленин принял делегацию Монгольской народной республики — первого государства, признавшего советскую власть. Было решено укрепить политические и хозяйственные связи между двумя государствами. В результате активизировались работы на Чуйском тракте, который получил статус государственной дороги. С этого момента работа по ее реконструкции закипела. Было построено три парома через Катунь, проведены большие ремонтные работы на Чике-Таманском перевале, возведен деревянный мост через реку Майму. В 1929-1930 годах начали строительство на всем протяжении правобережного направления. 

Для работ привлекалось местное население, выполнявшее трудовую повинность. К осени 1932 года главной рабочей силой стали заключенные седьмого отделения сибирских лагерей (Сиблаг). В основном это были раскулаченные крестьяне, в том числе и женщины, репрессированные священники. Вдоль тракта строились так называемые командировки, внутри которых стояли бараки для заключенных. Тяжелый каторжный труд, суровые природные условия, лагерная жизнь погубили не одну сотню невольных рабочих. Да и руководящий состав управления дороги позднее подвергся репрессиям. 

Вооруженные лопатами, кирками и тачками сиблоновцы, как называло заключенных местное население, порой делали невозможное. На Алтае помнят слова народной песни о лихом водителе Леньке-стажере, грузовик которого с 26 подневольными рабочими сорвался с обрыва. Но не все знают, что это факт из реальной жизни, а погибшими были заключенные, построившие за одну зиму знаменитый «Цаплинский» мост. За этот трудовой подвиг власти даровали им свободу, которой они так и не смогли воспользоваться. 

В 1934 году на смену подневольным рабочим пришла специализированная эксплуатационная служба Чуйского тракта, перед которой стояла задача превратить его в образцовую автомагистраль Советского Союза. 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении, Бийск — Майма — Усть-Сема —  Черга — Онгудай — Иня — Кош-Агач — Ташанта, был сдан в эксплуатацию.

Исторические версты

В дальнейшем велись в основном работы по расширению и улучшению полотна. В 1937-1938 годах расширена дорога на Чике-Таманском перевале, в районе урочища Айгулак. В 1938 году начата капитальная реконструкция тракта: выпрямление отдельных участков, расширение и улучшение проезжей части, замена и ремонт старых мостов.

С 1933-го, с учетом особой важности и огромного стратегического значения, тракт военизировали. С этого момента за ним закреплено название «Чуйский военизированный тракт», а все его работники приравниваются к бойцам Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны мобилизовали не только людей, на фронт уходили автомобили — почти вся действующая техника. Для городских и загородных перевозок осталось 40 автомобилей устаревших марок. Груз перевозили на лошадях, быках и верблюдах. Зимой 43-44-го из Монголии в Бийск было сделано 18 тысяч верблюдоходок — существовал такой термин. Известен случай, когда караваном привезли 120 тонн цветного металла. Это была высокохудожественная буддийская пластика. Подарок монголов пошел на переплавку и использовался для производства авиационных и танковых двигателей.

За годы войны МНР поставила Советскому Союзу 485 тысяч лошадей, в том числе 30 тысяч в качестве дара монгольских аратов. В помощь Красной армии соседи направили продуктов сельского хозяйства и материальных ценностей на сумму 65 млн тугриков.

Несмотря на трудности, «Чуйский тракт» содержали в проезжем состоянии: дорожники все делали сами, даже аккумуляторные батареи. Когда ломалась техника — брались за лопаты. Многие из работников были удостоены наград за работу в тылу, некоторые специалисты были просто незаменимы. Так, Андрея Антропова, начальника мастерских автобазы, призвали на фронт в первые дни, но почти сразу отправили обратно — без него на дороге было не обойтись. И «Чуйский тракт» стал его фронтом. Он получил звание почетного дорожника одним из первых.

В послевоенный период в связи с развитием сельского хозяйства и промышленности Горного Алтая, резким увеличением грузооборота в 1956-1957 годах был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема — Шебалино. В 1959 году в Усть-Семе построен новый железобетонный мост через Катунь. А в 1964-м установлены аналогичные сооружения через реки Бию и Ишу. Начиная с 1963 года было произведено переустройство тракта и в горной части за селом Онгудай. В 1970 году на 356 км автодороги у села Иня был построен железобетонный мост через Катунь взамен старого висячего, служившего с 1936 года.

В начале 80-х годов велись работы над новой дорогой через Чике-Таманский перевал. В строй ее пустили в 1984 году.

В 1990-х ДСУ-10 построило обход и мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт минуя Бийск. В 1996-м бийские строители заслуженно получили премию за лучший дорожный участок России.

В 2003-м 70-летний юбилей отметило крупнейшее предприятие — международный автоперевозчик ОАО «Совавто-Бийск», биография которого неразрывно связана с Чуйским трактом. На следующий день после начала Великой Отечественной 40 шоферов тракта вместе с машинами были мобилизованы на фронт. К концу июля на войну ушли 100 человек.

С 2004 года Чуйский тракт перешел в оперативное управление созданного ФКУ Упрдор «Алтай» и начал новый исторический отчет.

Новый путь старейшей дороги

Современный «Чуйский тракт» — транспортная артерия, соединяющая три сибирских региона, Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, и Западную Сибирь с Монголией и Китаем. Он берет начало в Новосибирске, протяженность составляет 963 км. В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Алтай» 856 км — в Алтайском крае и Республике Алтай.

Стартом новейшей истории можно считать 2007 год. Тогда по заданию Росавтодора разработали проектную документацию на его реконструкцию. В Республике Алтай крупнейший объект — с 428 по 495 км. В его составе выделено 14 строительных пусковых комплексов, что позволяет выполнять работы на отдельных, независимых друг от друга участках. Реконструкция на шестом и седьмом, общей протяженностью 8,4 км, шла с 2011 по 2013 год. В 2016 году дорожники ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс — на въезде в Республику Алтай.

При подготовке проекта было предложено несколько вариантов строительства дороги. В итоге был выбран наиболее экономически целесообразный и эффективный с точки зрения повышения комфорта и безопасности жителей региона и всех участников дорожного движения. Пятый пусковой комплекс проходит по Майминскому району, ближайшие населенные пункты — Майма и Горно-Алтайск. Проектом предусмотрено строительство четырехполосной дороги второй технической категории протяженностью 2,7 км. К работам дорожники приступили в этом году. Трасса выйдет на Чуйский тракт в районе села Карлушка, где будет построена транспортная развязка в двух уровнях. Ввод участка в эксплуатацию запланирован на 2019 год. В республике же идет ремонт дороги на одном из красивейших и сложнейших перевалов — Чике-Таман. Дорожное покрытие обновят с применением инновационных технологий с 647 по 668 км.

В Алтайском крае за эти годы был завершен один из крупнейших проектов, преобразивших тракт, — строительство обхода Бийска. Первая очередь введена в 1995 году, после чего реализацию объекта приостановили. Оставался десятикилометровый «разрыв». С проекта, при активном содействии губернатора края Александра Карлина, «стряхнули пыль», и строительство возобновилось в 2012-м. Руководитель ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский отмечает, что тогда дорожники сработали на отлично: качественно и в кратчайшие сроки. Уже в 2013-м один из самых востребованных объектов — 20-километровый транзитный коридор — был открыт для автомобилистов. Это позволило снизить нагрузку на уличную дорожную сеть Бийска и улучшить экологическую обстановку в городе.

Существенно перераспределили нагрузку на трассу двухуровневые развязки у населенных пунктов Казачий, Новоалтайск, Бийск и на выезде к Заринску. С завершением реконструкции участка «Чуйского тракта» Белоярск — Новоалтайск было продолжено движение в сторону Новосибирска. В 2011 году введен 19-километровый участок дороги первой технической категории Белоярск — Цаплино. Большая стройка идет в Тальменском районе, с 150 по 158 км. Здесь будет возведен новый мостовой переход длиной 306 метров, а трассу на протяжении 8 км расширят до четырех полос. В проект входят две транспортные развязки в разных уровнях. К слову, старый мост через Чумыш — один из двух, не соответствующих современным требованиям. На второй — через Ишу — проектная документация готова, работы при положительном решении Росавтодора начнутся уже в этом году.

Капитальный ремонт идет за Бийском в сторону Горно-Алтайска: на четырехполосном участке дороги протяженностью 20 км дорожники устанавливают разделительное барьерное ограждение, исключающее вероятность встречных столкновений. Первые пять километров ввели в эксплуатацию в 2016-м, на этот год запланированы еще десять, оставшийся участок — на 2018-й.

Благодаря бесперебойному финансированию, с 2014 года ФКУ Упрдор «Алтай» удалось выйти на соблюдение нормативных межремонтных сроков. Это значит, что ежегодно обновляют примерно пятую часть федеральных дорог двух регионов — объем, позволяющий поддерживать подведомственную сеть в должном качестве, обеспечивая комфортность и безопасность проезда.

Дорога как музей

«Чуйский тракт» для двух регионов — основной туристический маршрут. Он знаменит историей, которую здесь помнят и чтят, великими именами и упоминаниями в кино и литературе. Известнейший торговый путь, уникальное инженерное сооружение, дорога, имевшая огромное военно-стратегическое значение, культурно-исторический памятник — так характеризует его историк Александр Старцев. Не так уж много дорог, про которые сняты фильмы, а все мы помним картину «Живет такой парень», написаны песни, как известная «Есть над Чуей-рекою дорога», не каждой трассе посвящен музей.

Одна из красивейших дорог мира, по версии журнала National Geographic, уникальна еще и тем, что на протяжении небольшого расстояния проходит через четыре природные зоны — от лесостепи до каменистой пустыни. За несколько часов можно увидеть все уникальные природные объекты Алтая, утверждают эксперты туристической отрасли. Все это послужило поводом для проекта, благодаря которому «Чуйский тракт» на всей протяженности должен стать своего рода музеем — посвященным себе. ФКУ Упрдор «Алтай» реализует программу по созданию на подведомственной дороге особых культурных плодщадок — элементов туркластера «Алтай». Вдоль тракта устанавливают информационные стенды, сведения на которых расширяются по мере следования туристов. На них представлены факты на русском и английском языках об Алтайском крае, истории, современном состоянии и перспективах развития «Чуйского тракта», об известных личностях, деятелях искусства и культуры. Красочные карты-схемы дороги с обозначением на них знаковых мест. По задумке авторов, гости региона, путешествуя по «Чуйскому тракту» и делая остановки на объектах дорожного сервиса, все глубже погружаются в историю дороги и расширяют познания об Алтае.

Придорожная инфраструктура соответствует статусу дороги. По итогам Всероссийского конкурса Росавтодора на лучший объект дорожного сервиса, пять предприятий края, расположенных на «Чуйском тракте», завоевали шесть призовых мест — лучший результат по количеству медалей в масштабах страны. Победа ожидаемая, говорят в ФКУ Упрдор «Алтай», но от этого не менее приятная.

Юбилейный год, совпадающий с 80-летием Алтайского края и дорожной отрасли региона, «Чуйский тракт» встречает достойно. А мы помним его историю, чтим и гордимся.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Новый век «Чуйского тракта»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру