Чем отличились жители Алтайского края, ставшие Героями России

И в мирное время есть место подвигу

В списке Героев Советского Союза 293 фамилии жителей региона, проявивших высшую доблесть, в том числе в годы Великой Отечественной войны. Часть были награждены посмертно. Но даже в формально мирное время перечень (Героев России — с 1992 года) пополнился несколькими десятками фамилий тех, кто совершал подвиги в Северо-Кавказском регионе, в Абхазии, Сирии и был так или иначе связан с краем. О жизни и поступках вошедших в зал славы в новейшей истории России — в материале «МК».

И в мирное время есть место подвигу

Славгородский авиатор

Летчика Ивана Корчагина связывают с регионом годы учебы. В 1943-м он окончил Балашовскую школу пилотов, базировавшуюся в Славгороде. После — был направлен в 6-й гвардейский штурмовой авиаполк. В нем же воевали 23 героя Советского Союза. Один из них — Николай Чувин — взял Корчагина себе в напарники.

В представлении летчика-штурмовика Корчагина к званию говорилось: «В боях против немецких захватчиков с марта 1944 по 9 мая 1945 года произвел 126 успешно выполненных боевых самолетовылетов на Ил-2, разведку боем и свободный поиск. Повредил и уничтожил пять танков, 60-65 автомашин с боеприпасами и военными грузами, разбил два паровоза, разрушил железнодорожное полотно (150-200 метров), уничтожил до 12 орудий полевой артиллерии, создал очаги пожаров в двух случаях, провел восемь воздушных боев без потерь со своей стороны…»

В июне 1945 года в Москве на Параде Победы старший лейтенант Корчагин прошагал в первой шеренге сводного полка 1-го Прибалтийского фронта. Он был награжден шестью боевыми орденами, а после окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. Однако звания Героя России был удостоен только спустя полвека, в 1994 году.

К началу 2014 года звание Героя России было присвоено 109 участникам Великой Отечественной войны. Кроме Ивана Корчагина, наградили Анатолия Дорофеева, комбата 5-й гвардейской дивизии, сформированной в Алтайском крае. 

Ни секунды на раздумья

Сергей Шрайнер из алтайского села (Веселоярск, Рубцовский район) остался в зале славы навечно 20-летним — погиб в 2000 году в Чечне. Охраняя один из контрольно-пропускных пунктов, военнослужащие разведроты, куда входил парень из сибирской глубинки, заметили на подъезде к КПП белую «Ниву», проходившую по ориентировкам. Кто-то постоянно ставил растяжки, взрывные устройства, фугасы, мины с секретом, на которых подрывались солдаты и местные жители.

В сторону машины выдвинулись несколько человек во главе с командиром разведгруппы, чтобы проверить документы у неизвестных. Сергей Шрайнер, инструктор-водитель, находился в группе прикрытия. Пассажиры «Нивы» открыли огонь на поражение и метнули в сторону военных гранату. Укрыться было негде, и Сергей закрыл снаряд телом. Уходившей от преследования «Ниве» так и не удалось скрыться. Автомобиль, набитый взрывчаткой, на ходу взлетел на воздух. Как позже вспоминали о сослуживце его товарищи, незадолго до гибели он посетовал, когда группа солдат-срочников вместе с офицером погибли в помещении от заброшенной чеченцем гранаты: «Эх, жаль, что среди семи погибших не оказалось ни одного нормального мужика. Он мог бы спасти остальных». Звание Героя России посмертно Сергею Шрайнеру присвоили в 2001 году за мужество и героизм в ходе контр-террористической операции в Северо-Кавказском регионе.

Военная мечта

Игорь Гуров из села Новоеловка Троицкого района военным мечтал стать с детства. Однако в профильное учебное заведение попал лишь со второй попытки — обучался во взводе подготовки по спецназовской программе в Высшем командном училище внутренних войск МВД. До испытания огнем успел послужить в колонии Кировской области. А после ее ликвидации попал в 54-й оперативный полк, расквартированный в городе Богородске Нижегородской области.

Родители догадывались о том, что сын участвовал в осетино-ингушском военном противостоянии, но думали, что там будет все же легче, чем в Чечне. Во время первой же командировки на Северный Кавказ в 1995 году будущему герою едва удалось избежать гибели. Он с товарищами попал в плен, но чудом сбежал благодаря местному жителю.

Гурова наградили медалью «За отвагу». По телефону молодой человек успокаивал родителей, что его больше не отправят в бой. Фактически — еще трижды он был командирован на войну. О четвертой поездке родители даже не знали: в общежитии офицеров, где жила семья Гурова, не было телефона. 

6 марта 1996 года он погиб в Чечне, хотя за день до этого его командировка формально закончилась. Уже прибыла замена, и он собирался домой. В злосчастную ночь в центре Грозного был обстрелян блокпост федералов. Оттуда попросили помощь. Гуров не обязан был идти (просившие о помощи не являлись его подчиненными), но сам решил отправиться на выручку на бронетранспортере.

Дело приняло серьезный оборот, всюду в городе были убитые и раненые. Так мятежники «готовили подарок русским матерям к 8 Марта». Прибыв на место, командир вместе с другими офицерами попал в западню. Пытаясь прорваться, колонна попала под массированный обстрел дудаевцев, из которого Гуров живым уже не вышел. Вместе со старшим лейтенантом в тот же день в Грозном погиб еще один житель Алтайского края — уроженец Рубцовска Евгений Родькин, подполковник милиции, руководитель СОБРа управления по борьбе с организованной преступностью города Кургана. Оба удостоены звания Героя России посмертно.

Жизнь как прыжок с парашютом

Александр Лайс (до смены фамилии — Мещеряков) родился в 1982 году в Горно-Алтайске, а через 10 лет вместе с матерью переехал в село Ненинка Солтонского района. Новая фамилия досталась будущему герою от отчима, этнического немца. Семья к тому времени, как Александру пришла пора отправляться на службу, собиралась переезжать в Германию. Так и получилось, что мать с отчимом и сестрой уехали, а молодой человек остался с бабушкой и дедушкой в Ненинке.

Служить будущий герой начал в 218-м батальоне специального назначения разведывательного полка ВДВ. Уже в армейские годы молодой человек мог уехать на новую родину: мать, получив документы в посольстве ФРГ, приезжала к сыну. Однако солдат захотел остаться с однополчанами. В 2001-м Александр Лайс попал в Чечню. В одном из писем внуку родные, оставшиеся в Алтайском крае, затронули тему риска для жизни, с которым по собственной воле молодой человек решил столкнуться. Тогда он отрезал: «У меня всегда будет с собой граната. Если окружат, сам взорвусь и их заберу».

Как сказано в выписке из наградного листа рядового Александра Лайса, «разведывательная группа осуществляла поиск складов, схронов и тайников с оружием и проводила равзведывательно-поисковые действия в районе населенного пункта Хатуни». Дозор во время движения группы обнаружил отряд противника из 15 человек. По команде капитана разведчики сходу были вынуждены вступить в бой. В этом сражении рядовой защитил командира ценой собственной жизни, прикрыв его от пули. Поражающий элемент повредил жизненно важный кровеносный сосуд. Из-за большой кровопотери молодой человек умер, не дожив до окончания боя. Звание Героя России посмертно Александру Лайсу присвоили 22 июня 2002 года.

P. S: В статье был использован материал, собранный коллективом авторов книги «Высшая доблесть. Герои России. Алтайский край» под редакцией Анатолия Муравлева, изданной к 80-летию Алтайского края.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 10 мая 2017

Заголовок в газете: Отмеченные звездой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру