Сергей Тастан: «На рынке реализуются тысячи тонн продукта под видом алтайского»

В Союзе пчеловодов и переработчиков края заявили, что бренд эксплуатируют предприниматели из других регионов страны

Бренд «Алтайский мед» продолжает эксплуатироваться предпринимателями из других регионов страны, заявили в Союзе пчеловодов и переработчиков края. По оценкам председателя организации Сергея Тастана, всему виной безнаказанность фальсификаторов, которых даже не урезонило создание соответствующего торгового наименования.

В Союзе пчеловодов и переработчиков края заявили, что бренд эксплуатируют предприниматели из других регионов страны

Спорное происхождение

Сладкий десерт якобы родом из Алтайского края продают в торговых сетях производители Свердловской, Воронежской, Нижегородской областей, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Это лишь малая часть — образцы, выявленные общественниками в черте региона. Большая часть «псевдоалтайского» меда продается в крупных городах от Калининграда до Сахалина, минуя нас.

«Вот в этой кипе документов, — показывает Сергей Тастан, — перечень брендов, в названии которых есть слово или корень «Алтай». Край знаменит медом, но наши производители и продукция до сих пор совершенно не защищены... Только одна из компаний в Нижнем Новгороде произвела в 2016 году тысячи тонн «алтайского» меда. Это предприятие фасует по 100 тонн в сутки и выпускает 18 наименований товаров».

В прошлом году пчеловоды инициировали «контрольную закупку» в одной из федеральных торговых сетей — отобрали несколько образцов якобы алтайского «Майского» и отправили на экспертизу в лабораторию Россельхознадзора. В нем обнаружили 53% пыльцевых зерен подсолнуха, в то время как в мае пыльцы подсолнуха у нас быть не может даже теоретически. Этот факт послужил основанием для утверждения в суде: мед, выдаваемый за алтайский, таковым не является. Сделан он фирмами из Екатеринбурга и Новгородской области. Тогда конфликт закончился тем, что весь товар, в том числе от производителей из региона, был попросту изъят из продажи торговой сетью.

Александр Франц, руководитель агентства по брендингу и защите интеллектуальной собственности, утверждает, что подобные ухищрения — противозаконны уже по Гражданскому кодексу, поскольку вводят покупателей в заблуждение касательно места производства товара. Помочь найти управу на недобросовестных конкурентов без ущерба для местных производителей должно было создание наименования места происхождения товара (НМПТ) «Алтайский мед» (объект интеллектуальной собственности, существующий наряду с товарным знаком. — «МК»). Его создали два года назад, однако, по оценке Сергея Тастана, дело не сдвинулось с мертвой точки из-за позиции владельца, не обращающего внимания на нарушителей.

«Правообладатель — кооператив «Алтай — медовый край», возглавляемый Юрием Богуславским, не ведет никакой работы по защите местной продукции. У этой организации есть право требовать от продавцов сомнительного «алтайского» меда документы, удостоверяющие место его происхождения. Но кооператив ни разу не воспользовался своими полномочиями. Не подано ни одного иска в суд», — заявил Тастан.

Александр Франц подтверждает: формально регистрация НМПТ ничего не дает. Это только первый шаг на пути защиты местного бренда. Вытеснить недобросовестных конкурентов может только активная позиция по защите интересов в суде. «Нужно, чтобы представители отрасли в регионе осознали корпоративные интересы и начали бороться с контрафактом — обращаться с исками и продвигать продукцию», — отметил Франц.

Между тем сам Юрий Богуславский отмечает, что борьба с фальсификатчиками ведется, но только в торговых сетях, в то время как значительная часть меда реализуется на рынках и ярмарках. Результаты работы с ретейлом уже заметны по количеству «псевдоалтайского» на полках, считает он. Получить законное право писать на этикетке «Алтайский мед» может любой производитель, который удовлетворяет условиям, утвержденным при регистрации наименования. Для этого нужно подать пакет документов в Роспатент и заплатить госпошлину. «Заходя в сеть, мы разъясняем, что владеем брендовым сертификатом, и предупреждаем, что другие продают под видом «Алтайского меда» продукцию, по факту им не являющуюся», — добавляет Богуславский.

Монополизировать по закону

Пока производители далеки от объединения ради корпоративных интересов и предпочитают регистрировать личные торговые марки, приводит данные Александр Франц. Всего в РФ 160 узаконенных НМПТ. Сама регистрация стоит немалых денег — может уйти больше сотни тысяч рублей. В ряде регионов вопрос решается при поддержке местных властей. «Вологодское масло — пример действующего НМПТ. Они борются и ведут суды по всей России. Никому, кроме их предпринимателей, не дают возможность писать на этикетках «Вологодское масло». В хорошем смысле, место происхождения может монополизировать название «Алтайский», — добавляет Франц.

В союзе пчеловодов и переработчиков края по-прежнему считают: содержание зарегистрированного НМПТ «Алтайский мед» осложняет процесс доказательств фактов фальсификации. В его основе лежит метод химического анализа. Между тем уникальность и географическое происхождение продукта можно определить только по анализу на содержание пыльцы, уверены в Союзе. В течение ближайших недель, по словам Сергея Тастана, Союз получит пакет документов из Федерального института промышленной собственности (Роспатент), который узаконит его присоединение к действующему НМПТ. Тогда у организации появятся полномочия для того, чтобы доказывать нарушения конкурентов в судебном порядке.

«Я эксперт в Роскачестве, это федеральная структура при Минпромторге. Мы провели закуп меда по всем федеральным сетям России, и у нас уже есть подготовленные материалы. Но пока никуда с ними не обращались, так как не считаемся правообладателями. Осталось несколько месяцев до того, как мы подадим иски ко всем сетям, реализующим «псевдоалтайский» мед», — сообщил Сергей Тастан.

Впрочем, есть мнение, что в каком бы виде ни существовало НМПТ, оно не спасет рынок от контрафакта: есть множество способов обойти ограничения — к примеру, написать на этикетке не «алтайский», а «горно-алтайский», сохранив при этом лояльность потребителей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: «Липовый» мед

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру