Скажи, кто твой учитель, и я скажу, кто ты
Центр мониторинга развития промышленности с марта этого года, совместно с партнерами, реализует проект «Профстажировки». В Интернете появился новый рекрутинговый портал «Профстажировки.рф», который должен стать инструментом адаптации выпускников всех инженерно-технических образовательных учреждений в рабочем процессе. Предполагается, что площадка объединит молодежь и предприятия, заинтересованные в привлечении кадров. Сейчас здесь размещено чуть меньше 350 приглашений на стажировки со всей страны, в том числе одна — от барнаульского предприятия.
По прогнозу Минтрудсоцзащиты, в ближайшие четыре года экономике Алтайского края понадобятся квалифицированные рабочие. Половина вакантных мест будет предназначена для соискателей со средним профессиональным образованием. Учитывая тренд, в 2017 году учебным заведениям рекомендуют готовить больше слесарей, токарей, электромонтеров, фрезеровщиков, формовщиков железобетонных изделий. Между тем в колледжах обеспокоены проблемой трудоустройства воспитанников.
Противоречивую тему обсуждали представители органов власти и образования на дискуссионной площадке в Алтайском архитектурно-строительном колледже. В региональном Минобрнауки признают: системного подхода к трудоустройству выпускников в крае нет. Хорошо бы, если бы на общую цель работали все министерства и объединения работодателей. Однако пока, констатирует Инесса Долженко, заместитель министра образования и науки Алтайского края, механизм обратной связи с предприятиями не налажен, а вопрос трудоустройства решается за счет личных связей руководства образовательных учреждений.
В крае есть крупные холдинги, как правило сырьевые, тратящиеся на организацию учебных лабораторий, оплату труда наставников для подготовки новых кадров «под себя», отмечают в Минобрнауки. Большинство же работодателей недовольны низким уровнем знаний и навыков соискателей, но не готовы участвовать в их повышении. Корень проблемы недостаточной квалификации по рабочим специальностям, а значит, и сложностей с трудоустройством, стоит искать в низкой оплате труда преподавателей, считает Александр Холтобин, директор Алтайского политехнического техникума.
«Мы не поднимем мотивацию обучающихся, если у них не будет хороших наставников. Стоимость высококвалифицированного преподавателя очень высока», — отмечает он.
Кризис недофинансирования
В системе образования ведется работа по повышению качества подготовки кадров, рапортуют в профильном министерстве. Однако модернизация учебного процесса хронически недофинансируется. «Для выполнения всех нововведений в системе профобразования мы должны поменять оснащение учебных заведений на многие миллионы рублей. Нужно признать, подготовка кадров ведется по несколько устаревшим форматам. В модернизацию учреждений профобразования бюджет региона деньги практически не вкладывает», — отмечает Долженко.
Если работодатели не компенсируют недофинансирование в подготовке кадров своим участием, в ближайшие годы проблема оттока специалистов в соседние регионы, предлагающие более выгодные условия труда, будет обостряться, считает замминистра.
За последние пять лет частота обращений выпускников как со средним специальным, так и с высшим образованием в Центр занятости населения Барнаула сократилась в несколько раз. В колледжах считают: если работодатели в крае активно подключатся к использованию нового сервиса для организации стажировок выпускников и учащихся, то появится вероятность хотя бы частичного сокращения оттока рабочих кадров из региона.