Алтайские контрразведчики в Великой Отечественной войне

Фашисты старались закинуть своих диверсантов всюду, но получили отпор

Великая Отечественная война — горестная и героическая глава в истории нашего государства. Страшные бои с фашистским режимом проходили не только на фронтах. Спрут фашизма забрасывал ядовитые щупальца в тыл, даже самый глубокий, чтобы отравить и задушить все источники сил и энергии, поддержки советских защитников. Промышленность, сельское хозяйство, объекты инфраструктуры и коммуникаций — фашисты старались закинуть своих диверсантов всюду. Но получали отпор.

Фашисты старались закинуть своих диверсантов всюду, но получили отпор

Органы госбезопасности сыграли огромную роль в противодействии нацистам. Чекисты выполняли сложные, сопряженные с риском для жизни задачи в тылу родины и противника. Ведь разведывательно-диверсионная работа, проводимая сотрудниками органов безопасности на территории, подконтрольной фашистам, также приблизила заветный День Великой Победы.

Подвиг «Славного»

28 июня 1941 года в распоряжение Народного Комиссариата госбезопасности СССР был откомандирован Анатолий Шестаков, уроженец села Колывань Змеиногорского района. Закалка и профессионализм чекиста утвердили руководство наркомата в намерении возложить на него особую ответственность в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В сентябре Анатолия Шестакова назначили командиром роты 2 мотострелкового полка отдельной бригады особого назначения НКВД СССР, принимавшего активное участие в обороне Москвы.

Зимой 1942 года Шестаков возглавляет особый спецотряд «Славный», созданный для проведения боевой и диверсионной работы во вражеском тылу. В его состав вошли полсотни человек. Не так уж много, но им удалось совершить трудный и эффективный рейд по тылам противника.

Неоднократно майор Шестаков вел отважных бойцов в открытых боях с немецко-фашистскими захватчиками на территории Гомельской, Могилевской, Минской и Гродненской областей Белорусской СССР.

За все время работы в тылу противника «Славный» разгромил 22 немецких гарнизона, в результате 85 диверсий парализовал железнодорожное и автомобильное движение, под откос были пущены 22 вражеских эшелона, сожжены 67 автомашин. Противник, помимо транспорта, был лишен связи: спецотряд уничтожил больше десятка километров телеграфно-телефонных линий. Военные трофеи, орудия, стрелковое оружие, продовольствие — «Славный», словно ветер, налетал на противника и лишал его самого необходимого.

Спустя полтора года, в июле 1944-го, спецотряд без значительных потерь успешно вышел с оккупированной территории и соединился с передовыми частями Советской армии, продолжив борьбу против агрессии нацистов.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1942 года майор Шестаков был награжден орденом Красного Знамени. Спустя год ему торжественно вручили орден Отечественной войны I степени, а 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение спецзаданий в тылу противника Анатолий Петрович был представлен к наивысшей награде — ордену Ленина. Посмертно. Несколькими месяцами ранее при выполнении очередного боевого поручения майор Шестаков погиб...

«Дружба» наступает

Июль 1944 года. Чекист с Алтая Иван Жолобов уже второй раз за время Великой Отечественной войны выполняет задания в тылу противника в должности командира специальной группы «Дружба» — партизанского спецотряда, заброшенного за линию фронта для особых задач по развалу немецко-фашистской машины изнутри.

В партизанские соединения поступает директива ЦК КП Белоруссии, в которой четко указывалось: наносить мощные удары по кровеносной системе противника —железнодорожным коммуникациям — для ее парализации.

Под руководством Жолобова стали прорабатывать действия на случай поступления любой важной информации, при возникновении любого повода. И в скором времени подвернулся удобный случай для нанесения удара по противнику.

Разведчица партизанского отряда, находившаяся в тот период на железнодорожной станции Рожанка Минской области, передала информацию о возможной подготовке фашистов к приему высокопоставленных гостей. Об этом говорил массовый привоз в местную столовую продуктов питания и наведение порядка в помещениях.

Удалось выяснить, что речь идет о неком специальном поезде, в котором будут следовать высокопоставленные фашистские чиновники. Что это за поезд, в какое время и в каком направлении он будет ехать — эту информацию никто не знал, а те, кто, возможно, могли знать, старательно ее замалчивали.

Но получить эти сведения необходимо было срочно и любыми возможными способами, чтобы ударить точно в цель, не распаляя понапрасну силы и средства. Дело в том, что при передвижении по железнодорожным путям фашисты придерживались определенной тактики: перед каждым составом, перевозящим важных людей, особые документы или объекты, немцы пропускали впереди паровоза поезд с одной или двумя платформами балласта. Этот груз собственной тяжестью подрывал установленные на путях мины, после чего ремонтные бригады фашистов в сжатые сроки восстанавливали разрушенное железнодорожное полотно, по которому, уже освобожденному и безопасному, проносился поезд с ценным «наполнением».

Иван Жолобов со товарищи придумали хитрый план для того, чтобы добыть ценную информацию о времени прохождения состава.

На станцию отправили разведчика. Поляк по национальности, идеально владеющий немецким языком, он предстал перед находящимися в хлопотах нацистскими солдатами и рабочими крестьянином, торгующим продуктами.

Ему удалось войти в доверие. Повар станционной столовой заинтересовался услугами «бедного трудяги», принял провизию и потребовал новую партию. Разведчик стал поставлять продукты небольшими объемами, таким образом у него появилась возможность часто бывать на кухне и слышать разговоры немцев о предстоящем прибытии важного начальства.

В скором времени приходящего «крестьянина» уже не воспринимали как чужака, и болтливость поваров помогла раскрыть поминутное время прохождения поезда, а также его маршрут. Эшелон шел из Минска в Берлин.

Оперативно и с большой осторожностью спецотряд стал готовиться к своей встрече высокопоставленных гостей. Установленная в точное время и в точном месте взрывчатка... Взрыв... И до Берлина нацистские чины не добрались. Состав был серьезно разбит.

Диверсионная группа после выполнения задания благополучно вернулась на базу.

И это лишь один пример разведывательно-диверсионной работы спецотряда под умелым руководством выходца из Алтайского края Ивана Жолобова.

Согласно архивным документам, «Дружба» во главе с Жолобовым за время пребывания в тылу противника, с сентября по декабрь 1943-го и с апреля по июль 1944-го, парализовала 22 вражеских эшелона, уничтожив при этом больше двух десятков паровозов, 169 вагонов. Спецотряд остановил работу трех крупных предприятий, ликвидировал пять десятков фашистских автомашин и четыре автомобильных моста. За это же время советские бойцы выявили 43 провокатора гестапо, несколько десятков предателей, перебежчиков и изменников.

Особое значение имела проводимая спецотрядом агитационная работа в тылу противника. В результате осторожных, но настоятельных и целенаправленных бесед 200 человек из полицейских формирований фашистов перешли на сторону партизан.

В местечке Щучино (Беларусь) стояла вражеская автоколонна, использовавшаяся для перевозки военных грузов. 200 автомашин, а водители — военнопленные и люди, обработанные или запуганные фашистской пропагандой. Именно эта важная боевая единица нацистов стала объектом внимания «Дружбы».

Налаживая контакты с водителями, стали выявлять тех, кто тяготился положением. Помимо бесед, использовали подготовленные агитационные листовки, в которых выражался призыв перейти на сторону партизан и бороться с фашистами. Листовки распространяли тайно, через советских патриотов на оккупированной противником территории. В итоге в автоколонне участились случаи поломок автомобилей, отказывали двигатели, терялись важные детали...

Фашисты почувствовали неладное. Усилили меры безопасности и профилактики: с водителями чаще стали проводить беседы, их обыскивали, за ними по пятам следовала охрана, в рейсы вместе с ними направляли вооруженных нацистов.

Медлить более было нельзя. Спецотряд активировал переход водителей к партизанам. Изначально было задумано, что шоферы возьмут свое оружие, расправятся с немцами и уничтожат технику. Но реальность внесла в план коррективы, и в ряды партизан удалось перейти не всем. Тех шоферов, которые замешкали, немцы перевели в другое место дислокации...

Бойцы «Дружбы» во главе с Иваном Жолобовым внесли значительный вклад в борьбу с фашистским захватчиком. Иван Алексеевич награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, в его наградном списке также несколько ценных медалей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 19 апреля 2017

Заголовок в газете: Неслышные шаги на пути к Победе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру