Историю алтайских династий раскрыли в региональном Госархиве

Как на пустом месте великие предки совершали открытия и бескорыстно служили малой родине

Династии горных офицеров, врачей и учителей, купцов, алтайских мастеровых, крестьян и представителей интеллигенции проходят сквозь столетия истории. О потомках тех, кто строил города и села в Алтайском крае, мало что известно. Зато отцы навсегда остались в летописи. О том, как на пустом месте великие предки совершали открытия и бескорыстно служили малой родине, — в материале «МК».

Как на пустом месте великие предки совершали открытия и бескорыстно служили малой родине
Фото: Яна Кабакова

Кулибины на Алтае

Люди, составившие славу Алтайского края, жили здесь с момента заселения территории, изначально Колывано-Воскресенского горного округа. В основном это были династии горных инженеров. Документы, датированные XVIII-XX веками, собрали в региональном Госархиве, чтобы представить, как они работали. Самый ранний экспонат среди рапортов, служебных записок, формулярных списков служащих датируется 1763 годом — выдержка из письма о присланных на Колывано-Воскресенские заводы дворянах для обучения горным и заводским наукам. В нем содержатся характеристики преподавателей на учеников, в том числе на Василия Чулкова (в 1799-1807 годах — начальник Колывано-Воскресенских заводов). Вместе с другими дворянами он прибыл сюда после указа 1761 года, предписывающего делегировать людей в провинцию из-за нехватки кадров. Переселенцы позже получили в истории звание кадетских сержантов. Всем им было от 14 до 20 лет. Сам Василий Чулков прибыл в регион в 15-летнем возрасте. Позднее продолжал работать при химической лаборатории его сын Сергей Чулков.

Легендарные личности для Алтая — Козьма и Петр Фроловы. Отец будущего начальника Колывано-Воскресенских заводов был знаменитым инженером-гидротехником, посвятившим годы механизации рудников. На Змеиногорском руднике Фролов-старший, Козьма, избавился от ручного труда при промывке руды. Для рабочих тяготы были ужасающими: зимой люди в мокрой одежде на морозе были вынуждены впрягаться в скрипучие тачки и перевозить их от одной стадии промывки руды к другой. На Воскресенской шахте Козьма Фролов, по сохранившимся данным, построил «слоновье» колесо — гидротехническое сооружение 18 метров в диаметре для осушения руды. С его помощью воду доставали с глубины 63 метров.

«Ученые признают, что сооружения, внедренные им на Алтае в те времена, не имели аналогов нигде в стране. Дошло предание, что Козьма Фролов был настолько увлечен делом, что, встретив его на улице, можно было увидеть, как, погруженный в раздумья, он вычерчивает очередные конструкции на песке», — рассказывает Дарья Полякова, главный археограф отдела использования и публикации документов Госархива.

Продолжатель династии Петр Фролов, начальник Колывано-Воскресенских заводов в первой половине XIX века, остался в истории как конструктор первой чугунной рельсовой дороги на конной тяге, которая соединила Змеиногорский рудник с Корбалихинским сереброплавильным заводом. Он же положил начало строительству Демидовской площади и основал Краеведческий музей.

Не все знают, что в горнорудном прошлом региона оставили след два сына и четыре внука известного на всю Россию изобретателя Ивана Кулибина. Статус горных инженеров определил судьбу потомков «нижегородского Архимеда». На Колывано-Воскресенские заводы они попали по распределению. Самым известным в династии был Александр Кулибин, сделавший описание предприятий до 1883 года. Это был титанический труд на 465 страниц, исписанных с двух сторон, рассказывают в Госархиве. Черновой вариант работы хранится здесь.

Также имеются документы о поколении Воротниковых — камнерезов Колыванской шлифовальной фабрики, построенной Василием Чулковым. Интересные факты есть в биографии главы династии: Тит Воротников по своей инициативе изготовил и отправил трость для Александра II, за что был удостоен награды — золотых часов. На этом алтайский мастер не остановился и сделал вазу из мрамора для Марии Федоровны, матери императора Николая II. Благодарность — 350 рублей от знатной персоны — дождались уже родственники камнереза. Сам он до этого дня не дожил.

Кузница династий

Отдельный раздел выставки посвящен представителям купеческого сословия: Пуртовым, Суховым, Федуловым, Ворсиным. Все они, дореволюционное поколение торговцев, не только сколачивали капиталы, но активно помогали родному краю, а потому остались в истории как щедрые меценаты. Многие из них были гласными Городской думы. Архивные документы свидетельствуют об активном участии династий в строительстве. Так, можно найти ходатайство купца Федулова на получение разрешения построить за личный счет бульвар между улицами Бердской и Полковой, а также помочь в проведении водопровода в Барнауле.

Вклад интеллигенции в развитие территории прослеживается по фамилиям Завадовских (духовенство), медиков Киркинских, Ваксманов, Неймарков, педагогов Овсиевских, Воронкиных, архитекторов Казариновых. Здесь же архивные документы, оставшиеся после краеведов Степана и Николая Гуляевых, исследовавших историю, культуру и природу Алтая. Гуляев-старший, Степан, был знатоком в целом ряде областей — от археологии и этнографии до минералогии. Ему же принадлежит открытие в Белокурихе радоновых источников и их ценности для медицины. Он первым занялся в Сибири разведением свеклы и табака, а также в поездках по городам и весям нашел универсальный краситель для овчины, который впоследствии использовался при создании знаменитых шуб «барнаулок». Вещество производили из ивовой коры и хромовокислого калия. Николай Гуляев известен как архивист, приложивший руку к сохранению богатого фонда о прошлом региона и его жителях.

Одна из врачебных династий, оставшихся в истории края, — Ваксманы — берет начало со времен Первой мировой войны. Ее основатель Лазарь Ваксман, врач-дерматолог, в непростые военные годы сумел поставить на новый уровень врачебное дело. При нем был создан госпиталь на 500 коек в Барнауле, а позже на его базе — кожно-венерологический диспансер. Лечебное учреждение было известно как «экстерриториальная зона»: первый главный врач принимал всех пациентов вне зависимости от их политических взглядов, а аресты здесь были под запретом. В литературе часто встречается упоминание о старшем Ваксмане как о человеке, спасшем Барнаул от сифилиса. Над дверьми его госпиталя висел лозунг: «Сифилис — это не позор, это — наказание». Известно, что большая работа при нем была проделана в селах края. Специально организовывались венотряды, которые колесили по самым дальним территориям и занимались диагностикой.

Другая врачебная династия, Киркинских, оборвалась в годы большого террора. Работники архива представили на выставке документы из следственного дела, по которому вся семья была расстреляна в 1937 году. Врачам было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности и подготовке бактериологического оружия против людей и животных.

Сохранились сведения о том, какой вклад в создание облика краевой столицы оставило поколение главных архитекторов Барнаула — Владимира (1946-1953 годы) и Виктора (1969-1977 годы) Казариновых. Лестницу на ВДНХ, одну из самых известных работ Казаринова-младшего, архитекторы-современники признавали образцом эргономического планирования пространства. Его отцу принадлежат заслуги по проектированию гостиницы «Алтай», Барнаульского строительного колледжа, здания, где находится гостиница «Русь», Высшей партийной школы (ныне корпус АлтГУ на площади Советов).

Династия других работников умственного труда, известных в крае учителей Овсиевских, продолжается и по сей день. Преподаватель русского языка и литературы Руфина Серафимовна работала в школе № 40 с 1957 года. Народный учитель СССР, как отмечают краеведы, была новатором образовательного процесса — всегда делала ставку на диалог с учениками и продуктивную работу всего класса. Александр Овсиевский, ее сын, возглавляет учебное заведение (ныне — гимназия) с 1986 года.

Династиям тружеников аграрного края — Пятницы, Вешнякова, Есаулова, Ярыгина, Петрова, Резниченко — в экспозиции посвящены два раздела. Машинистов, трактористов, хлеборобов, токарей, животноводов, многие из которых были признаны героями социалистического труда, чествовали уже с советским размахом. О том, какие еще знаменитые фамилии сохранились в истории края, можно узнать на выставке в Госархиве, которая будет открыта для посетителей бесплатно до июня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 19 апреля 2017

Заголовок в газете: Труд как подвиг

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру