"Соцликбез": что нужно знать, делая покупки в Интернете?

Роспотребнадзор дает рекомендации о том, как избежать обмана в процессе онлайн-шопинга

Исследования общественного мнения показывают, что 90% респондентов совершают покупки в интернет-магазинах. Данные опроса Центра интернет-технологий приводит Роспотребнадзор. При этом каждый третий покупатель сталкивается после заказа с фактическим отсутствием товара в наличии, каждый пятый — получает его с опозданием, еще столько же остаются недовольны размерным рядом при покупке обуви или одежды. О чем нужно знать, планируя интернет-шопинг, — в рубрике «Соцликбез».

Роспотребнадзор дает рекомендации о том, как избежать обмана в процессе онлайн-шопинга

Как избежать обмана при покупке в интернет-магазинах?

Приобретение товаров в интернет-магазине регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом. Перед совершением покупки следует потратить время на оценку магазина, найти отзывы в Сети. Роспотребнадзор рекомендует при принятии решения о приобретении дистанционным способом особое внимание обратить на информацию, которую предоставляет продавец о себе, продукции, наименовании организации, ее месте нахождения, цене и условиях приобретения товара, его доставке, сроке годности и гарантии, а также о времени, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Важно, что повлиять контролирующий орган может только на продавцов, чья деятельность законна на территории РФ. Недобросовестные торговцы, часто предлагающие товары через социальные сети, не попадают в подконтрольную сферу.

Может ли быть изменена цена на товар после заключения договора?

Потребителю при заключении договора следует обратить внимание на наличие специально прописанных условий о возможностях изменения цены товара при его оплате, доставке. В Гражданском кодексе РФ утверждается принцип стабильности, то есть невозможности изменения согласованной сторонами цены, если в договор не были включены условия об ее изменении.

Как действовать, если продавец не доставил товар?

В случае срыва сроков доставки товара Роспотребнадзор рекомендует покупателям в первую очередь обратиться к продавцу. Если устные переговоры не привели к положительному результату и получить приобретенный товар так и не удалось, необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией. При этом, если покупка оплачена банковской картой, а продавец не передал товар в установленный срок и не выходит на связь либо уклоняется от общения, держатель карты может обратиться в кредитную организацию с просьбой вернуть деньги по операции. Также у потребителя есть право обратиться в суд.

Как вернуть не подошедший товар?

Если приобретенная вещь не подошла по каким-либо причинам (цвет, размер, фасон), вы можете отказаться от нее в течение семи дней с момента получения без объяснения причин. Нужно помнить: возврат возможен, если сохранен товарный вид, потребительские свойства и документы, подтверждающие факт и условия покупки. Нарушение заводской упаковки не основание для отказа обменять товар или вернуть деньги. Необходимо составить требование о возврате. К нему обязательно нужно приложить оригинал расчетного документа (копию сделать для себя), а также копию паспорта. Правда, потребителю придется самому оплатить продавцу расходы по возврату.

Что делать, если куплен товар ненадлежащего качества?

Покупатель должен не позднее 20 дней после получения товара известить продавца о нарушениях. Если товар оказался неисправным, его необходимо вернуть до окончания гарантийного срока.

Потребитель может потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Покупатель также вправе потребовать возврата уплаченной за товар суммы и полного возмещения убытков. Возврат денежных средств должен быть осуществлен не позднее 10 дней с момента получения продавцом соответствующего требования. При их возврате продавец не имеет права уменьшать сумму, все расходы по возврату товара он несет сам. Покупатели, часто приобретающие продукцию в интернет-магазинах, во избежание проблем в возвратом советуют вскрывать посылки исключительно на видеокамеру, фиксируя таким образом факт получения бракованного изделия.

Каков алгоритм действий в случае отказа продавца выполнить обязательства?

Если магазин в течение 10 дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд. При этом нужно предоставить всю информацию: платежные документы, факт отказа продавца от возврата (если это возможно), электронную переписку, сам товар, гарантию, упаковку.

В судебные органы потребителю следует обращаться также, если продавец отказывается удовлетворить другие его законные требования: не меняет товар, отказывает в проведении гарантийного ремонта. Только суд вправе обязать продавца удовлетворить имущественные требования потребителя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру