Эксперты "МК" - об участии детей в политике

Как специалисты оценивают явление школьного протеста

26 марта по всей стране, в том числе в Барнауле, прошли митинги против коррупции, собравшие, помимо традиционных политически ангажированных участников, тысячи молодых людей и подростков до 18 лет. Критики обвинили организаторов протестной акции в «политической педофилии», сторонники — усмотрели в событии возрождение гражданской активности молодежи. О явлении школьного протеста, манипуляциях и политической борьбе — эксперты «МК» в рубрике «Призма».

Как специалисты оценивают явление школьного протеста

В предвыборной борьбе все средства хороши

Михаил Литвинов, политолог:

«Последние лет шесть совершенно четко прослеживается тенденция: молодежь стала значительно активнее участвовать в политическом процессе. На мой взгляд, можно говорить о ее социальном взрослении. Она начинает понимать, что должна сказать свое мнение, иначе его озвучат другие.

Дискуссия вокруг «политической педофилии» скорее надуманна. Участие детей в митинге — очень яркий элемент, который гарантированно привлечет внимание зрительской аудитории. Это интересный ход с точки зрения политических технологий, находящийся в той же парадигме, что и обливание зеленкой на открытии барнаульского штаба инициатора митинга. Всем известно, что по всей стране идет избирательный цикл — осенью 2018 года состоятся выборы президента РФ. Привлечь к себе внимание, учитывая это, представляется весьма актуальными. При этом политические силы апробируют на подростках технологии изучения электоральных групп. Их проверяют: на что они будут реагировать, как их можно мобилизовать с помощью социально-сетевых технологий? Параллельно в Интернет вбрасывается негатив для создания определенного околополитического капитала.

Никаких опасений в связи с этим всплеском в политическом поле нет, потому что у события нет содержания. Нет речи о каком-либо протестном потенциале молодежи. Перед ней сегодня стоят совершенно другие вызовы и социальные задачи».

Будущее — за поколением нулевых

Ярослава Шашкова, политолог:

«Мне совершенно не нравится термин «политическая педофилия», это понятие в общественном сознании имеет устойчиво негативный смысл. Употребление его применительно к политике, с одной стороны, формирует у молодежи установку на политическое неучастие, а с другой — восприятие участия в политике как чего-то запретного, а потому очень интересного. Это открывает дорогу в молодежное сознание различным нелегальным радикальным организациям.

Участие молодежи в митингах 26 марта — это, на мой взгляд, больше гражданская позиция, чем результат воздействия манипулятивных технологий. Среди современной молодежи, как и в любом поколении, есть интересующиеся политикой. Они следят за политическими процессами, активно ищут информацию, пытаются оценить различные средства решения своих проблем, в том числе и политические. Тем самым находятся на пути формирования гражданской позиции. Насильственно вовлечь молодежь в политические акции, тем более протестные, вряд ли сегодня возможно.

Не стоит преувеличивать степень политизации молодежи, по одному событию судить о тенденции. Да, среди участников митингов преобладала молодежь, но не большинство молодежи вышло на митинги. У нас нет оснований говорить об активизации молодежного политического движения. Тем более что налицо и территориальные диспропорции: малые города и сельскую местность эта волна вообще почти не затронула.

В попытке политиков обратиться к поколению нулевых есть определенный как стратегический, так и тактический резон. В этом возрасте идет формирование политических ценностей и установок человека, а потому недалекое будущее российской политики и других сфер общественной жизни без преувеличения — в том числе и в руках этого поколения. Тактика же заключается в том, что через год-два они станут совершеннолетними и придут на избирательные участки, потому что всегда интересно попробовать себя в новой, взрослой роли».

На баррикады с уточкой

Антон Понкрашев, политический блогер:

«Протестный потенциал молодежи не взялся из ниоткуда и никуда не денется. Он как был на уровне юношеского максимализма, так и остался. В школах каждый день ученики спорят с учителем. Это абсолютно нормальная история. Просто раньше это не выносилось из кабинетов, и всем казалось, что этого нет. Заключается этот потенциал в желании самореализоваться, стать «кем-то», показать, что ты не такой, как все. Желание абсолютное нормальное и правильное. Вот здесь и есть проблема, из-за которой школьники пошли на воскресный митинг.

Раньше, если ты интересовался политикой, хотел чего-то в ней достичь, то ты шел в молодежные организации при политических партиях. Они по-прежнему есть, но малоинтересны. Поэтому ты используешь разные варианты, чтобы показать свою индивидуальность. В том числе и выходишь на митинги-тусовки с уточкой. Чтобы заинтересовать эту категорию, достаточно максимально простых лозунгов, написанных на понятном языке. Мемы, демотиваторы, смешные картинки в качестве плакатов подходят просто идеально. Но они не содержат в себе никакого смысла и конкретики.

Молодежь должна участвовать в политике. Молодые люди — всегда новый взгляд, новые идеи. Но заигрывание с ними довольно опасно, причем опасно не сейчас, а в будущем. Если ты активизируешь молодежь на политические акции, то лучше ее не разочаровывать. Как только они столкнутся с реальным положением вещей, могут либо просто уйти, либо уйти к твоим политическим оппонентам. Подростки легко могут втянуться в опасные вещи, в том числе связанные с экстремизмом. И здесь нужно быть внимательнее». 

Что такое хорошо и что такое плохо?

Павел Волженков, психолог:

«Ограждать детей от политики не нужно. С 18 лет молодые люди и девушки могут голосовать на выборах, а по достижении возраста, установленного законодательством, — быть избраны в органы государственной власти и местного самоуправления. Участие в согласованных массовых мероприятиях — это один из способов, при помощи которых любой гражданин, в том числе подросток, может цивилизованно выражать свое мнение.

Желательно, чтобы подростки заблаговременно научились ориентироваться в политических, экономических, социальных вопросах. Как происходит такое обучение? Постепенно. Важную роль играет их собственный интерес к жизни страны, самообразование. Также влияют семья, школа, СМИ, социальные сети. Желательно, чтобы родители обсуждали с ними политику, экономику, социальную жизнь. Полезно вместе смотреть телевизор, читать публикации в газетах и журналах. При этом в семье важно вести диалог, давать возможность ребенку размышлять вслух: не просто слушать взрослых и повторять, а рассуждать самому.

Бывает, некоторые подростки некритично относятся к получаемой информации, могут совершить поступки на эмоциях. Если подросток заинтересовался массовым мероприятием, желательно, чтобы родители проанализировали вместе с ним, что волнует людей, зачем они собираются, что нужно организаторам и участникам. Важно объяснить ребенку отличия согласованного мероприятия от несогласованного, рассказать об ответственности за нарушение законодательства».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Антология молодежного протеста

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру