Руководитель регионального Минсельхоза ответил на неудобные вопросы алтайских депутатов в ходе первого "Правительственного часа"

Министр отчитался перед региональными депутатами в рамках «Правительственного часа»

В АКЗС состоялся «Правительственный час». Это новый формат взаимодействия исполнительной и законодательной власти, при котором чиновники отчитываются перед краевыми депутатами и отвечают на актуальные и не всегда удобные вопросы. Первым слово держал министр сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев. Речь шла о подготовке региона к новому сельскохозяйственному сезону и проблемах отрасли.

Министр отчитался перед региональными депутатами в рамках «Правительственного часа»

Статус обязывает

О необходимости проведения «Правительственного часа» первыми заговорили депутаты фракции «Справедливая Россия» еще в 2014 году. Они разработали соответствующий законопроект, предполагающий внесение поправок в регламент работы АКЗС и создание площадки, на которой первые лица исполнительной власти будут отчитываться перед депутатами. «Существующая практика Госдумы и других регионов доказывает эффективность этого формата», — призывали эсеры.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин тогда скептически отнесся к инициативе справедливороссов.

«У нас есть даже не «Парламентский час», а «Парламентский день». Среда накануне сессии — для меня табуированный день, я никаких серьезных совещаний не назначаю, потому что мои заместители и начальники всех ведущих управлений работают на парламентской площадке. Они встречаются со всеми фракциями, независимо от того, оппозиционная она или нет. Общение в составе комитетов дает больше возможностей задать вопрос и получить информацию. Все, что хотят у меня депутаты спросить, они это делают. Другой вопрос, что, наверное, речь скорее об антураже. Чтобы было большое количество камер, микрофонов, чтобы был элемент шоу», — высказал он свою позицию на одном из медиалогов в 2014 году.

Тем не менее спустя три года «Правительственный час» как новая форма взаимодействия законодательной и исполнительной власти был принят. Как отметил заместитель председателя АКЗС Сергей Серов, выступавший модератором мероприятия, он стал необходимым после создания правительства.

Что новенького? Субсидии, льготы, кредиты

Первый «Правительственный час» был посвящен подготовке региона к проведению весенних полевых работ. Пообещав уложиться в 20 минут, глава регионального Минсельхоза Александр Чеботаев выступал с докладом больше получаса. Он подробно остановился на мерах государственной поддержки, которые в этом году претерпели существенные изменения.

«Нововведения основаны на дифференцированном подходе, усилении полномочий регионов. При распределении субсидий на региональном уровне, как и в прошлые годы, учитывается гидротермический коэффициент по почвенно-климатическим зонам края, наличие и развитие в хозяйствах животноводства, в первую очередь молочного скотоводства. Таким хозяйствам к базовым ставкам субсидий установлены более высокие коэффициенты», — сообщил Чеботаев.

По его словам, на счета сельхозтоваропроизводителей уже поступило 1,84 млрд рублей субсидий. Это больше, чем в других регионах, заверил министр.

«На получение погектарных субсидий уже поступило 2 063 заявки. В данный момент профинансирован 71% годового лимита, оставшаяся часть средств будет направлена в хозяйства в апреле. На таком же уровне доведены и молочные субсидии», — подчеркнул он.

Также в этом году введен новый механизм льготного кредитования по ставкам не более 5% годовых. «Такого ажиотажного спроса на льготные кредиты в федеральном Минсельхозе никто, по-видимому, не ожидал. Заявок поступило в три раза больше, чем за последние три года кредитования весенних полевых работ. Мы будем обращаться в министерство с просьбой об увеличении лимита еще на 230 млн рублей», — пообещал чиновник.

Спрашивали — отвечаем

Вторая часть «Парламентского часа» была посвящена ответам на вопросы, которые заранее подготовили фракции. Несмотря на то что некоторые из них были острыми, глава Минсельхоза не пытался уходить от ответов.

Так, один из вопросов касался банкротства ряда крупных аграрных предприятий, которые в свое время активно поддерживались региональными чиновниками. Не испытывает ли Чеботаев, как представитель исполнительной власти, чувства вины за проваленные дорогостоящие проекты, интересовались депутаты. «Я несу ответственность за все, что происходит в сельском хозяйстве, и в полной мере ощущаю свою вину в тех случаях, когда не удается сделать то, что мы планировали», — парировал министр.

«Основная причина банкротства — это недофинансирование. В связи с вступлением России в ВТО в 2012 году изменились экономические условия хозяйствования, подход к государственной поддержке. Поменяли политику и кредитные организации, ужесточив требования к заемщику, форме залога. Предприятия были посажены на короткие кредиты. Уже тогда было понятно, что в таких условиях крупные инвестпроекты если не обречены, то сложно выполнимы. Тогда на всех уровнях власти мы поднимали вопрос об увеличении сроков льготного кредитования до 15 лет. Нас услышали. Соответствующий закон был принят. Но банковская система этого постановления не приняла, кредиты не были пролонгированы», — разъяснил Чеботаев.

Припомнили краевому чиновнику и скандально известный агрохолдинг «Изумрудная страна», «прославившийся» на всю страну серией уголовных скандалов. «Мне бы хотелось пояснить некоторые моменты. Во-первых, утверждение о том, что им принадлежало до 10% сельхозземель в крае, неверно. Эта цифра примерно вдвое меньше. Кроме того, говорить, что все они пришли в запустение и не обрабатываются — также неправильно. Часть земли вернулась в оборот и успешно используется аграриями, — заверил министр. —

Кстати, мы до последнего не знали, насколько серьезная ситуация складывалась с «Изумрудной страной». Несмотря на все просьбы и обращения в федеральный «Россельхозбанк», его отделение здесь, в Алтайском крае, сведений нам просто не предоставляли, а на наши неоднократные просьбы присутствовать на заседаниях кредитных комиссий мы постоянно получали отказ».

«Почему были приостановлены интервенционные торги? Аргументируют, что в Сибири все зерно продано. По факту его продали только те, у кого имеются задолженности. У остальных производителей около 80% находится дома в складах», — прозвучал очередной вопрос.

«Главная задача интервенции — убрать излишки, повысить стоимость зерна. Как только были объявлены торги, рыночная цена пошла вверх и сравнялась с интервенционной. Только торги остановились — она опять упала. Поэтому нужно рассчитывать не на интервенцию, а договариваться с нашими переработчиками», — пояснил Чеботаев.

Отвечая на вопрос, он обратил внимание на то, что за последние восемь лет, дабы избежать переизбытка зерна, в крае существенно изменилась структура посевных площадей. Она стала более разнообразной, в том числе за счет увеличения доли культур, имеющих стабильный спрос. Например, озимая пшеница, подсолнечник, чечевица, лен масличный, рапс, кукуруза. Так, посевные площади гороха увеличились с 70 до 150 тысяч га (планируется довести этот показатель до 180 тысяч га), сои — с 10 до 50 тысяч га (планируемый показатель — 100 тысяч га), гречихи — с 390 до 600 тысяч га. «Что касается гречихи, то мы не планируем увеличивать ее посевы, так как иначе это приведет к переизбытку на рынке и снижению в цене. Фактически сейчас потребности страны в этой культуре полностью закрыты. В связи с этим у краевых властей есть опасения по поводу районов, где гречиха занимает 50, а то и 75 процентов всех посевных площадей», — подчеркнул министр.

Также Чеботаев постарался развеять миф о том, что в настоящее время в крае из оборота сельхозугодий выведен миллион гектаров. «Эта цифра явно преувеличена, — заявил он, — В 2007 году ученые зафиксировали 547 тысяч гектаров. За эти 10 лет более 300 га было введено в севооборот. Остальные переведены в кормовые угодья. Кто жил в деревне, помнит, что начиная с 60 годов вплоть до 80-х все было распахано: поймы рек, озер, склоны, овраги.  Некоторые пашни считались заведомо убыточными, колхозы получали за них дотации. Сейчас такой подход невозможен. Конечно, есть проблемные моменты. Это земли предприятий, находящихся в стадии банкротства. Как правило, их судьба решается в течение года-двух». 

«Правительственный час» пролетел быстро. Затянув в самом начале с докладом, Александр Чеботаев не успел ответить на все заготовленные парламентариями вопросы. «Депутаты, чьи вопросы остались без ответов, получат их в письменно виде», — пообещал министр, а Сергей Серов добавил, что такие встречи исполнительной и законодательной власти отныне станут постоянными. «Стоит немного поработать над форматом. Наверное, нужно сократить доклады и оставить больше времени на вопросы», — предложил он.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Александр Чеботаев: «Я несу ответственность за все в сельском хозяйстве»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру