Как распознать одаренного ребенка и увлечь его точными науками

Заслуженный учитель РФ Олег Кравцов поделился секретами подготовки будущих призеров олимпиад

Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» присвоено барнальскому педагогу Олегу Кравцову. Соответствующий указ на днях был подписан президентом России Владимиром Путиным. Корреспондент «МК на Алтае» встретился с педагогом и узнал, как увлечь молодое поколение химией и воспитать одаренного ребенка

Заслуженный учитель РФ Олег Кравцов поделился секретами подготовки будущих призеров олимпиад

Непростое время

Больше двух десятилетий Олег Кравцов работает в Барнаульской гимназии № 42 учителем химии. Перед интервью он признается: «Времени в обрез». Сейчас полным ходом идет подготовка его ученика ко Всероссийской олимпиаде. Опыт показывает, что в таких делах каждая минута на счету. Воспитанники Олега Николаевича неоднократно становились победителями и призерами таких олимпиад, как «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов» (обе — МГУ), «Всесибирская олимпиада школьников», «Будущее Сибири». Пока очередное дарование что-то старательно записывает в тетрадку, мы с Олегом Кравцовым присели за последней партой в кабинете химии, чтобы вспомнить, с чего начиналась учительская карьера, поговорить о современном поколении и о том, как распознать одаренного ребенка.

— Олег Николаевич, как вы пришли в профессию?

— Случайно. В 1992 году окончил химфак АГУ. Планировал остаться в аспирантуре, дальше заниматься научной деятельностью. Но это были 90-е, перестроечные годы. Вузы еле-еле сводили концы с концами. А к этому моменту я уже был женат, ждали ребенка. Нужно было как-то обеспечивать семью. Попытался устроиться на производство, но на заводах начались массовые сокращения. И тогда я решил пойти работать учителем в школу. Временно.

— То есть стать педагогом вы никогда не мечтали?

— Да что вы! Напротив.У меня куча родственников работали в этой сфере, целая династия. Поэтому с малолетства знал, насколько это тяжелый и порой неблагодарный труд. Считал, что быть учителем точно не мое. Но, видимо, судьбу не обманешь.

— Помните первый урок?

— Нет, он прошел как в тумане. Помню, что первый год был очень тяжелым. Во-первых, я не видел себя в этой профессии. Во-вторых, у меня не было педагогического образования. В вузе у нас, конечно, был курс по основам педагогики, но совсем ограниченное количество часов. Но и то, что было, мы не воспринимали всерьез. Зачем? Ведь никто из нас не собирался идти работать в школу. Я понимал, что у меня очень корявая речь, быстро говорил, прыгал с места на место. Думаю, детям очень сложно было меня воспринимать. К тому же начало моей учительской деятельности выпало на  лихие 90-е годы. Кругом развал, разгул. Детей «понесло» по полной. В то время я работал в одной из школ на окраине города. Тот еще был райончик. Бывало, прямо во время урока местные «авторитеты» устраивали разборки с учителями за то, что они поставили плохую оценку их товарищу по банде. Скажу честно, хотелось бежать из школы, и, если бы мне не предложили перейти в 42-ю гимназию, наверное, так бы и сделал.   

Дети замечательные. Родители проблемные

— Что изменилось?

— Здесь есть профильные классы, в том числе с углубленным изучением химии. Это позволило мне не забыть науку и развиваться в этом направлении. Готовя детей к конкурсам и олимпиадам по химии, самому приходится заново учиться. Мы изучаем серьезные научные труды, ставим эксперименты. Уровень очень высокий. Без скромности скажу, что среди моих учеников есть ребята, знающие химию гораздо глубже, чем некоторые педагоги, имеющие высшее образование.

— Как удается увлечь подростков наукой?

— Я не стремлюсь увлечь химией всех. Да это и невозможно. Кому-то достаточно школьной программы, кто-то считает, что и этого много. Но есть дети, которым наука действительно интересна. С таким ребенком легко работать. Его не нужно подгонять, заставлять, напоминать. Он готов вкалывать сутками, добиваться результата. Таких, конечно, единицы. Но именно эти ребята демонстрируют отличные знания по химии, добиваются побед на краевых и всероссийских конкурсах. Хотя для них это не самоцель. Они просто живут наукой. Вообще, считаю, что неважно чем — химией, физикой, танцами, спортом, рисованием, — но ребенок должен быть чем-то увлечен. Тогда у него будет цель, стремление.

— Родители и учителя жалуются, что современных детей сложно чем-то заинтересовать…

— У нас замечательные дети. Родители проблемные. Школьники находятся еще в той поре, когда они все впитывают как губка. Что мы, взрослые, сейчас в них заложим, с тем они и пойдут по жизни. Если родным глубоко наплевать, как учится их ребенок, что происходит в его судьбе, то и у него нет особых стремлений и интересов. Плывет по жизни, куда вынесет. Есть и обратная сторона, когда они, напротив, требуют от чада невозможного, ломая его. Ну, не может ребенок учиться на одни пятерки, не в состоянии перепрыгнуть планку. Примите его таким, какой он есть. Помогите, а не критикуйте.  

Химия в жизни пригодится

— Наверняка есть родители, которые говорят вашим ученикам: «Зачем тебе эта химия? Пойдешь работать учителем…» А действительно, зачем?

— Есть и такие. Возможно, ребенок и не станет великим химиком, но в любом случае это пригодится ему в жизни. Химия учит трудолюбию, скрупулезности, вдумчивости. Среди моих выпускников есть отличные хирурги, фармацевты, педагоги, бизнесмены, программисты. Два кандидата наук. Они преподают в столичных вузах. Никто из них не считает, что потратил время впустую.

— Почему вы в свое время выбрали химию?

— В школе я любил естественные науки, математику. И у меня неплохо получалось. С удовольствием читал научно-популярную литературу и журналы, например «Наука и жизнь». Между математикой и химией с небольшим перевесом победила химия, наверное, потому, что на одной из олимпиад декан химического факультета пригласил учиться к себе. Так я и оказался на химфаке.

— Работа с одаренными детьми занимает много времени и сил. Зачем вам это нужно?

— Конечно, это дополнительная нагрузка, как в урочное, так и в неурочное время. Я как-то посчитал, что на подготовку одного ребенка к краевой олимпиаде по химии у меня уходит в среднем 25 полных рабочих дней. Бывает, мы разбираем какую-то сложную задачу, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, по скайпу до самой ночи. Кроме того, у меня есть желание заниматься не только со своими учениками, но и помогать детям, увлеченным химией, из других школ города и края. Для этого я организовал и провожу краевой химический турнир «Индиго» для старшеклассников и городской для 9-классников. Это просто колоссальная нагрузка, приходится работать и в отпуске, и по ночам. Но, мне не жалко ни времени, ни сил, потому что я вижу результаты, горжусь ребятами. Это главное. 

— Вам присвоено звание «Заслуженный учитель России». Что для вас оно значит?

— Это признание моих заслуг. Безусловно, мне приятно, что мой труд оценили на таком высоком уровне. Но, как и для моих учеников, почетные звания и награды — не самая главная цель.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Первый урок прошел как в тумане

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру