В Алтайском крае 319 домов признаны аварийными

В нескольких многоквартирных домах Барнаула и Бийска произошло обрушение стен, крыш и перекрытий

Минувшие две недели в регионе выдались жаркими для коммунальщиков. Сразу в нескольких многоквартирных домах Барнаула и Бийска произошло обрушение стен, крыш и перекрытий.

В нескольких многоквартирных домах Барнаула и Бийска произошло обрушение стен, крыш и перекрытий

Крики о помощи

Неприятности в Барнауле начались еще в ночь с 25 на 26 февраля, когда крыша двухэтажного жилого дома по адресу Телефонная, 30, обрушилась. По словам очевидцев, инцидент произошел ориентировочно в 01:30 ночи. На месте работали сотрудники МЧС, полиции и народной дружины. Никто из живущих в «многоквартирнике» не пострадал, но людей все же эвакуировали.

Утром администрация Барнаула официально объявила, что это произошло из-за скопившегося на крыше дома снега: стропильные ноги просто не выдержали тяжести и надломились.

В краевой же столице, по адресу Тимуровская, 28, в подъезде из-за старости дома обвалился потолок.

В Бийске 26 февраля в трехэтажном доме по адресу Ленинградская, 22, обрушилась часть стены: повалились кирпичная кладка и карниз. Все это произошло днем, поэтому тот факт, что никто не пострадал, можно считать большой удачей. Жильцов экстренно эвакуировали, поскольку в доме на тот момент сохранялась угроза дальнейшего обрушения.

Еще один бийский дом (ул. Социалистическая, 34) начал рушиться вечером 27 февраля. Часть фасада и каркаса крыши упала вниз. В социальных сетях очевидцы пишут, что в момент обрушения внизу якобы находилась молодая мама с ребенком.

Ну и, пожалуй, один из самых громких случаев — история с домом на Степана Разина, 90, где здание вот уже несколько месяцев буквально рушится на глазах. Несмотря на это, дом до сих пор не признан аварийным.

Как сообщают в Общероссийском народном фронде в Алтайском крае, активисты уже обратились к администрации наукограда с призывом принять все необходимые меры по расселению жильцов.

«Состояние здания ухудшается с каждым днем, разрушение кирпичных стен заметно невооруженным глазом. Между тем власти муниципалитета ждут, пока дом официально признают аварийным. В 2017 году запланирован капитальный ремонт его кровли», — говорится на официальном сайте ОНФ.

Старая проблема

На Степана Разина, 90, ремонт не делался более полувека. Подобная ситуация наблюдается по всем адресам, где произошли разрушения. Есть еще немало зданий, к которым у жильцов претензии. Специалисты говорят, что небеспочвенные. Здания сталинской и хрущевской постройки, если можно так сказать, давно «не в форме». Даже ремонт не всегда помогает, или помогает, но ненадолго.

«Проблема изношенных домов в Алтайском крае есть. Очевидно, что часть старого фонда, отстояв десятилетия, пришла в негодность. Проблема корнями уходит в послевоенное время, когда программы капремонта и переселения из аварийного жилья проводились не должным образом. И теперь постройки того времени фактически пришли в негодное состояние», — убежден Сергей Тастан, директор «ЖКХ-Контроля», член регионального штаба ОНФ.

Самыми проблемными районами в Барнауле можно назвать Поток, ВРЗ, улицу Советской Армии и «старый» центр. Там самые «взрослые» постройки.

По официальной статистике Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (Минстройтранс) Алтайского края, всего в регионе находится 319 многоквартирных домов, в том числе в Барнауле — 183, в установленном порядке признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Кроме того, с 2014 года действует региональная программа по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (МКД). В нее включены 8 727 МКД, в том числе в региональной столице — 2 871. Как правило, это те постройки, чье внешнее и техническое состояние вызывает вопросы у специалистов. Дома, признанные аварийными, не включены в эту программу, поскольку подлежат сносу.

Также в Минстройтрансе заметили, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется за счет местного бюджета. Для этого муниципальным образованиям предоставляется господдержка из средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и из краевого бюджета. Деньги собственников для этих нужд не привлекаются.

Не все описанные выше дома аварийные, хотя нередко жить в них, по заверению собственников, страшно. Обшарпанные стены, старые коммуникации… Жильцы жалуются на все это, требуют, чтобы власти решили их проблему. Но, скажем прямо, не всегда претензии справедливы, и не все в этих историях так однозначно как кажется.

К примеру, бийский «многоквартирник» на Ленинградской, 22, раньше принадлежал Городскому хлебокомбинату № 2. Здание было общежитием рабочих. После оказалось, что в собственности у городской администрации значится только земля под домом, а само сооружение принадлежит физическому лицу.

«Когда мы стали разбираться, оказалось, что собственник этого многоквартирного дома — один человек, пенсионерка. В то время, когда дом был общежитием хлебокомбината, она каким-то образом оформила его на себя. Теперь в нем живут арендаторы. Никто из них ни за что не платит, ремонта нет, «коммуналка» оплачивается нерегулярно, — поясняет ситуацию Сергей Тастан. — Получается, что люди, которые по факту там живут, юридически не являются собственниками жилья. В 2014 году, когда подобный вопрос уже возникал, ей было предложено безвозмездно передать этот дом людям, чтобы у них появилась возможность попасть в программу капремонта. Она отказалась, и ситуация никак не решилась. Для того чтобы хоть что-то можно было сделать, надо привести квартиры в правильное юридическое состояние».

Юристы подтверждают: привести дом в порядок, а при необходимости расселить его, возможно только при активном участии самой пенсионерки.

«Арендаторы не владельцы жилья, а значит, ответственность за него несет сама хозяйка. Это она должна обращаться в контролирующие органы, добиваться экспертизы, которая признала бы дом аварийным, — поясняет Игорь Осипов, управляющий Алтайским филиалом Центра юридического сопровождения. — Но, даже если дом будет призван таковым, его могут не расселить по причине того, что у пенсионерки наверняка есть другие, пригодные для жизни апартаменты».

Похожая ситуация в Бийске с домом на Репина, 13. В свое время он тоже был общежитием. Жильцы дружно переделывали кладовые в санузлы и ванные комнаты. Понятно, что такая самовольная перепланировка априори не могла быть сделана по закону и правилам. В итоге дом стал полон неверно установленной канализацией, ветхими перекрытиями, которые сыграли с собственниками злую шутку, — здание стало сыпаться. Несмотря на спорную ситуацию и то, что люди фактически своими руками рушили жилище, его все же признали аварийным. Оно подлежит реконструкции, необходимо отремонтировать стены и починить крышу. На время большой стройки жильцов выселяют в маневренный фонд.

Получается, что зачастую в бедах виноваты сами собственники, осознанно или нет наносящие вред жилищу. Может, стоит для начала научиться самим держать в порядке свой угол, а уже потом требовать этого от других?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Ветхий фонд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру