Сироту из Барнаула сняли с очереди на жилье через 13 лет ожидания

Барнаулец с 1999 года ждет предоставления квартиры

34-летний барнаулец Александр Бельчиков с женой и тремя детьми ютится в комнате по соцнайму в поселке Южном. С 1999 года молодой человек находился в очереди на получение благоустроенной квартиры, однако три года назад оказалось, что права на жилье от государства у сироты больше нет, а временная жилплощадь, 13 квадратных метров в общежитии, грозит стать постоянной. 

Барнаулец с 1999 года ждет предоставления квартиры

Без крыши над головой

Саша Бельчиков оказался без попечения родителей в полтора года. Когда ребенку было восемь, остался сиротой и вплоть до совершеннолетия жил в детдоме. После казенного учреждения учился в колледже, а получив образование, начал работать и обзавелся семьей. Старшей дочери Александра Ульяне в этом году исполнится шесть лет. Кроме нее, у родителей еще двое детей: трехлетняя Мария и шестимесячный Леонид. Будущая многодетная пара познакомилась на крестном ходе: и муж, и жена Надежда верующие. Сам глава семейства, как учат церковные заповеди, проявлял терпение и верил: положенное по закону жилье рано или поздно выделят. Однако смирение и добродетель в житейских вопросах не оправдали себя.

Полноценно реализовать жилищное право барнаулец не может с 18 лет, рассказывает он. После выпуска из детского дома администрация Октябрьского района Барнаула поставила его на учет по обеспечению жильем. В 1999-м году молодой человек значился № 74 в списке. Благо прописать Александра у себя согласился школьный учитель: без постоянной регистрации даже встать на очередь было бы невозможно. 

После учебы в колледже, в 2002-м, оказалось, что жить Александру до сих пор негде. Временно «разместиться» в здании школы-гимназии № 123 разрешил директор учреждения, бывшим учеником которого был Бельчиков. Больше полугода молодой человек, как рассказывает он сам, жил в кабинете, принадлежавшем кафедре иностранного языка. В акте проверки жилищных условий от 2002 года указано, что 10 кв. м нежилой площади, ставшие приютом для бывшего детдомовца, располагались на третьем этаже учебного заведения.

Тем временем в комитете по строительству, учету и распределению жилья администрации Барнаула (февраль 2003 года) информировали: решить жилищный вопрос сироты на текущий момент невозможно, так как нового муниципального жилья не строится, а дополнительные социальные гарантии для сирот не финансируются. К 2003 году место Бельчикова в листе ожидания переместилось на 44-ю строчку среди других нуждающихся в улучшении жилищных условий, но перспектива не внушала оптимизма. Через девять месяцев, в ноябре 2003 года, из письма администрации Октябрьского района следовало, что очередь сдвинулось и теперь Бельчиков уже 48-й.

Ждать прихода очереди, заселившись в общежитие, Александру Бельчикову предложили, по его словам, в комитете ЖКХ администрации Барнаула. Последовав совету, в 2004 году сирота заключил договор с МУП «Южком» на аренду койко-места площадью 6 кв. м в общежитии на улице Белинского, 9, в поселке Южном. Через два года, в конце 2006-го, статус здания изменился. Его перевели в жилой дом с местами общего пользования. После выписки соседа по комнате, сирота оказался один фактически на 13,1 кв. м жилплощади. А в ноябре 2013-го получил постановление администрации Октябрьского района о снятии его с учета как нуждающегося в жилом помещении.

«Если бы мне тогда, в 2004 году, сказали, что на основании проживания в общежитии могут лишить права на жилье! Но я ведь продолжал стоять в очереди, ежегодно собирал справки для подтверждения статуса, — это не бесплатно. Обычно на период оформления, весной, каждый год брал отпуск на работе», — недоумевает Бельчиков. 

В постановлении, вычеркнувшем сироту из очереди, поясняется причина: «в связи с выявлением в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности». Какая конкретно информация о сироте противоречила реальности, доподлинно неизвестно. Глава администрации Октябрьского района в 2016 году заявил районной прокуратуре, что в администрации не знают, почему Бельчикова сняли с учета нуждающихся в жилье. Дело в том, что через полтора месяца после вынесения соответствующего постановления (в январе 2014 года) жилищный отдел районной мэрии перестал существовать. Изучение архивов спустя десятилетие не дало результата.

«В настоящее время проверить, о каких документах идет речь, какие из них не соответствуют действительности, не представляется возможным. В связи с этим меры прокурорского реагирования не принимаются», — сказано в ответе районной прокуратуры на этот счет.  

Краевая прокуратура также не нашла оснований для принятия мер реагирования. В суд за оспариванием незаконного, по мнению сироты, постановления и с требованием предоставить жилье он смог обратиться только в 2016 году. К тому времени истек официально установленный срок обжалования, а в 2016-м комната в общежитии перешла его семье в социальный наем по договору с комитетом ЖКХ администрации Барнаула. Мера была необходима, поясняет мужчина, поскольку детей и жену, фактически живших здесь без регистрации с 2011 года, не прописывали в комнате, находящейся в статусе койко-места.

Железнодорожный районный суд Барнаула (решение от 14 декабря 2016 года) указал, что не обнаружил противоправных действий со стороны администрации Октябрьского района. В то же время указал, что районные власти неверно обосновали, почему Бельчикову жилье не положено. По мнению суда, это право сирота утратил еще в 2004 году по тому основанию, что арендовал койко-место площадью 6 кв. м в муниципальном общежитии. Первый судебный спор закончился для сироты поражением. Железнодорожный районный суд Барнаула в полном объеме отказал в удовлетворении требований истца отменить постановление о снятии его с учета и предоставить жилье.

Испытание правосудием

Место, где до настоящего времени живет семья Александра Бельчикова, — типичная коммунальная квартира образца 80-х.

«Живут обычные люди, я бы не сказал, что слишком уж неблагополучные семьи. Но на 13 кв. м нам, конечно, невозможно находиться впятером», — сокрушается Александр.

В секцию, где располагается жилплощадь многодетного семейства, входят 17 комнат с 35 жильцами. Общие для всех — кухня, мойка, душ, туалет и коридор. Еще здесь есть большая комната перед лестницей вниз, с выставленными вдоль стен велосипедами, колясками и излишками старой мебели. Здесь ее называют «игровой». Александр с женой на 13 «квадратах» владений выкроили место для плиты, зоны для занятий с детьми и работы на компьютере так, чтобы общей территорией пользоваться по-минимуму. Как рассказывает сам глава семейства, афишировать условия жизни они опасаются из-за страха привлечь внимание органов опеки. Однако, не вынося сор из избы, помочь делу, похоже, уже не удастся, предполагают Бельчиковы.

Представитель истца в суде юрист Западно-Сибирского правового центра Вячеслав Абрашкин настаивает: по закону сирота имеет право на благоустроенную квартиру не менее 28 кв. м или дом от государства не меньше 33 кв. м. Решение суда первой инстанции, по мнению юриста, позволяет уполномоченным органам уклоняться от предоставления полноценного жилья сиротам, выделяя жилище, не соответствующее закону.

«Койко-место в общежитии изначально рассматривалось истцом как временное жилье. Нынешнее помещение не является домом или квартирой, не относится к благоустроенному жилью. Должен же где-то проживать человек до выделения жилплощади, положенной по закону. Однако суд посчитал, что наличие комнаты в пользовании по договору социального найма не позволяет ему претендовать на льготы в виде права на получение соответствующего специализированного жилья», — комментирует Абрашкин.

Железнодорожный районный суд Барнаула вышеуказанные аргументы представителя истца счел неверным толкованием закона, не согласился с доводами о том, что помещение не соответствует санитарным и техническим требованиям (официально оно не признано непригодным для проживания) и сослался на нарушение срока обжалования постановления. В марте дело будет рассматривать апелляционная инстанция — Алтайский краевой суд. В случае поражения Александр Бельчиков не намерен сдаваться и планирует отстаивать права в вышестоящих инстанциях. Сторона истца уже подготовила и направил жалобу в Совет при Прeзиденте РФ по правам человека.

«Мои права нарушены, но я готов их отстаивать всеми законными средствами. У нас верующая, православная семья, и мы стараемся воспринимать эту историю как испытание», — заключает Александр Бельчиков.

Очередное судебное заседание по делу состоится в конце марта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Вычеркнули из списка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру