Должников Алтайского края продолжают преследовать «черные сборщики»

Как «обходят» закон, ограничивающий деятельность агентств по взысканию долгов

С 1 января 2017 года в России вступил в силу закон, ограничивающий деятельность агентств по взысканию долгов. Всех коллекторов обязали регистрироваться в специальном реестре, а также жестко регламентировали процедуру общения с должниками. Несмотря на то, что со вступления документа в силу прошло совсем немного времени и говорить в целом о практике рано, уже есть те, кто научился «обходить» документ.

Как «обходят» закон, ограничивающий деятельность агентств по взысканию долгов

Границы дозволенного

После серии громких случаев в России (в том числе в Алтайском крае), когда взыскатели буквально «выбивали» долги у заемщиков, новый закон о коллекторах ждали. И вот, с нового года он наконец начал действовать.

Коллекторам запретили угрожать, вводить в заблуждение или применять физическое и психологическое воздействие на должников. Звонить и писать сообщения должникам отныне можно только в будни, с 8 утра до 22 часов ночи, и не более двух раз в день. В праздничные и выходные дни — с 9 утра до 20 часов вечера. Личные встречи не чаще раза в неделю, а разговоры по телефону — раз в сутки, два — в неделю и восемь — в месяц. Работник коллекторского агентства обязан теперь в начале разговора с должником представиться и сообщить должность. Нельзя также скрывать информацию о номерах телефонов или адресах электронной почты, с которых идут звонки или сообщения. Но самое важное то, что всех коллекторов обязали легализовать деятельность, то есть пройти регистрацию в специальном реестре. Справилось с этой задачей всего три десятка российских агентств. Дело в том, что главные условия регистрации — уставной капитал 10 миллионов рублей и 100 000 рублей госпошлины.

Возможно, именно крупные суммы отпугнули желающих зарегистрироваться как коллекторское агентство. Очевидно, что не каждая организация сможет позволить себе такой уставной капитал. Но часть юристов убеждена, что это обычный расчет, законодательная «лазейка», с помощью которой «черные сборщики» умело обходят закон стороной.

В обход буквы закона

«Схема на самом деле очень простая. Новый закон распространяется только на коллекторов, которые в установленном законом порядке зарегистрировали деятельность. Те, кто постоянно звонит должнику, угрожает ему и избивает, естественно, юридически могут быть кем угодно, но по факту они не коллекторы. Им это не нужно. Соответственно, привлечь к уголовной ответственности их нельзя», — рассказывает Людмила Жгун, юрист.

В управлении Федеральной службы судебных приставов «МК» пояснили, что лица, не включенные в реестр, но ведущие деятельность по возврату задолженности, могут быть наказаны в рамках КоАП. Такое наказание взыскателей пугает не слишком. Кроме того, иногда сложно доказать, что это действительно коллектор, ведь чаще всего подобные «специалисты» действуют грамотно и продуманно.

«Я уже много лет занимаюсь защитой банковских заемщиков от жестоких действий коллекторов и службы взыскания банков. Главным оружием коллекторов всегда было психологическое давление на заемщика. Угрозы и реальные увечья встречаются тоже, но все начинается с психологического давления, которое доводит банковских неплательщиков до эмоционального срыва и приводит к глубокой депрессии», — добавила юрист Ирина Савельева.

Помочь в борьбе с теми, кто осознанно оказался вне закона, мог бы оператор сотовой связи, ограничив звонки, но, даже если он пойдет на это, предприимчивые сборщики уже через пару дней поймут, что их номер в черном списке, и будут звонить с другого. С номерами телефонов есть и еще одна тонкость, которой пользуются коллекторы.

«Так случилось, что я задолжала провайдеру небольшую сумму денег — около тысячи рублей. Через какое-то время мне стали звонить так называемые коллекторы, сказали, что выкупили долг, и настаивали на его погашении, — рассказывает Виктория К. — Это было еще до Нового года, то есть до того, как закон приняли, но вот что интересно. Разговаривали они со мной днем, а после 23:00 донимали звонками — делали два гудка и сбрасывали. И так несколько раз».

Людмила Жгун уверена: это еще один способ обойти новый закон. Дело в том, что в документе не прописано что именно, понимать под «звонками».

«Как быть, если разговора как такового у должника с коллекторами не было? Например, они просто ждут несколько гудков, человек банально не успевает дойти до мобильного, проснуться, а вызов на другом конце провода уже завершен. Выходит, что звонок был или все же не был? Непонятно как это будут рассматривать в суде. По сути, мы видим законодательный пробел, нужен юридический прецедент, а пока этим будут пользоваться», — пояснила Жгун.

Среди тех, кто попал в кредитную кабалу, и Эльвира В. из Барнаула. Она, как и все должники, не любит рассказывать о финансовых неурядицах, поэтому пожелала не называть фамилии.

«Во время декрета стало сложно платить кредит, проценты большие, и сумма с годами, естественно, не уменьшилась. В один прекрасный момент я не смогла сделать платеж, и началось… Звонки, угрозы, мои слезы, — рассказывает Эльвира. — И до сих пор звонят. По новому закону звонки должны быть два раза в неделю. Мне звонят каждый день по пять-семь раз. По номеру телефона я проверила, что эта организация даже не внесена в реестр и не имеет права заниматься взысканием долга».

При возникновении каких-либо проблем с коллекторами необходимо обращаться в Федеральную службу судебных приставов. На базе ведомства созданы специализированные отделы по контролю над работой коллекторов, которые в индивидуальном порядке помогают обратившимся с решением их проблем. С начала года здесь рассмотрели всего четыре жалобы, но это пока.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 1 февраля 2017

Заголовок в газете: Добропорядочность по-коллекторски

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру