Алтайские эксперты — о том, как разгрузить Барнаул от пробок

Что думают о прогрессирующем коллапсе и путях выхода из него общественники, ученые и представители власти

Нынешняя зима в крае бьет рекорды не только по количеству выпавшего снега, но и, как следствие, по масштабности дорожных пробок. Что думают о прогрессирующем коллапсе и путях выхода из него общественники, ученые и представители власти — в рубрике «Призма».

Надежда на дублеры

Сергей Боженко, главный архитектор Барнаула:

«В каждом генплане разрабатывается раздел развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В новом его варианте разработчики сознательно ушли от прежней гигантомании с перспективами на 100 лет вперед, заложив более скромные планы. Но даже они превосходят финансовые возможности городского и краевого бюджетов на эти цели. Большинство транспортных идей повторяются из генплана в генплан. В частности — связка Змеиногорского тракта и Красноармейского проспекта с западной частью города (улица Антона Петрова). Это принципиальный момент, который был обозначен еще в первом послевоенном генплане от 1948 года. Идея правильная, но нам нужно набраться сил и ресурсов для ее реализации. Сегодня она остается мечтой.

Виноватых в транспортных проблемах нет, и в то же время мы все виноваты. Что предлагает наука и столичные градостроители для их решения? Во-первых, создание параллельных дублей. Соответствующие предложения, пока в виде идей, заложены в новый Генплан развития Барнаула. Есть «забитый» проспект Строителей — нужен дубль по другую сторону железной дороги, в створе улиц Кулагина, Коммунаров, с выходом на правый берег реки Пивоварки, с «проколом» железнодорожных насыпей и выходом на улицу Кутузова, а далее — в сторону Змеиногорского тракта. Есть улица Челюскинцев, магистраль общегородского значения. Она не справляется с потоком автомобилей. Генплан предлагает и ее дублировать —  дорогой по правому берегу Пивоварки от Павловского тракта до улицы Кутузова, далее — с выходом на обводную магистраль, проектируемую дорогу, а затем — в сторону Змеиногорского тракта.

Идеи строительства дублей нужно «пробить»: подсчитать затраты на снос жилья и выкуп земельных участков. Это возможно только при финансовом участии краевого бюджета. А от идеи до самой реализации, как известно, проходят десятилетия».

Дело отдела

Александр Токарев, заведующий кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ:

«Проблема пробок — это общая головная боль населения Барнаула. На эту тему написано несметное количество статей, а воз и ныне там. Вряд ли мы сможем найти виновных в этом вопросе.

Формально организацией дорожного движения в сегодняшней структуре управления должна заниматься городская администрация. С учетом обилия городских проблем, специалистов для их решения попросту не хватает. В крупных городах созданы специальные структуры с большим финансированием, с научно-исследовательскими институтами, с солидными штатами. Это говорит о том, что ликвидация пробок не такая уж простая задача. В Барнауле без такого же подхода и привлечения науки мы эту проблему не сдвинем с мертвой точки. Затраты для города на эти цели, думаю, посильны. На мой взгляд, в структуру должны входить не только штатные работники, но и привлеченные на договорной основе внешние сотрудники: архитекторы, дорожники, транспортники. Тогда будет результат, будет с кого спросить и кого наказать. Задача специалистов — с учетом мнения жителей города выявить узкие места в транспортной схеме, разработать перспективную схему развития дорожной сети, предусмотреть строительство или реконструкцию дорог-дублеров.

Таких схем, разработанных сторонними организациями, много. Почти каждые 10-15 лет составляется перспективный план застройки города. Но транспортным проблемам там почти не уделяется внимание. Последний план, помнится, предлагал строительство скоростного трамвая в городе как панацею от всех заторов».

На ручном управлении

Геннадий Кузнецов, старший инспектор по пропаганде БДД отдела ГИБДД Управления МВД РФ по городу Барнаулу, капитан полиции:

«Дорожная ситуация в Барнауле в этом году более напряженная. Одна из причин — обилие снега: не все дороги хорошо и вовремя прочищены, заужены, что осложняет движение. Нередко требуется вмешательство регулировщиков, чаще при скоплении заторов это происходит на пересечении улицы Матросова с проспектом Ленина, Павловского тракта с улицей Советской Армии. Ежедневно службу на дорогах Барнаула несут в среднем 60 инспекторов ДПС, которые в случае необходимости могут организовать ручное регулирование дорожного движения. Каждый день, по выходу на линию, они обследуют маршруты, за которые несут ответственность, на предмет недостатков в организации дорожного движения. Сообщения о необходимости, к примеру, восстановить дорожные знаки, посыпать дороги песком, очистить парковки отправляются в соответствующие службы незамедлительно.

На проблемном участке пересечения проспекта Ленина и улицы Матросова комитет по дорожному хозяйству администрации Барнаула планирует в перспективе расширение поворота налево (на улицу Матросова). Иные предложения, которые необходимы для разгрузки городских магистралей, служба ГИБДД ежегодно направляет в адрес профильного комитета мэрии. Они включаются в план реконструкции и при наличии возможностей внедряются».

Дорогу «большегрузам»

Егор Галкин, руководитель Барнаульского городского сообщества «Шпиль»:

«Сейчас существует только два варианта решения проблемы пробок в Барнауле: строительство новых (расширение старых) дорог или развитие общественного транспорта как меры по разгрузке дорожной сети. Первый — это лишь временное решение проблемы, так как количество машин всегда превышает реальную вместимость дорожной сети. К тому же новые дороги — это всегда огромные затраты. Потому развитие общественного транспорта — более реальный выход. Но для этого недостаточно обновить автобусный, трамвайный и троллейбусный парки. Нужны комфортные условия для горожан, передвигающихся на таком транспорте, в этом могут помочь выделенные крайние полосы на красных линиях города.

Зачем это нужно? Горожане при выборе способа перемещения по городу руководствуются только тремя факторами: комфорт, стоимость и скорость. Во-первых, выделенная полоса — это способ быстрее, дешевле и без пробок перемещаться на общественном транспорте по городу. Если людям будет комфортнее и быстрее добираться на работу на автобусе или трамвае, они оставят автомобили дома. Во-вторых, для самого города развитие общественного транспорта и создание выделенных полос — это минимизация затрат на строительство новых дорог, а также увеличение эффективности работы городских служб. Понятно, что за счет уменьшения числа автомобилей на дорогах скорая или пожарная смогут проехать быстрее.

Конечно, для устранения пробок нужно решать не только системные, но и локальные проблемы. Однако точно можно сказать: город избавится от транспортных коллапсов только при развитом общественном транспорте».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Стоп машинам

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру