Как выживает любительский футбол в Барнауле

"Родители хотели перекрывать улицу": директор барнаульского "Полимера" рассказал о будущем команды

Барнаульский «Полимер» — старейший клуб первенства России среди любительских футбольных команд (ЛФК) Сибири. В этом году полимеровцы заняли седьмое место. Когда у них будет стадион, что ждет любительский футбол на Алтае, какова мотивация взрослых играть в любителях, почему укладка новых полей в 2005 году обернулась скандалом для «Полимера» и СДЮСШОР Алексея Смертина, «МК» рассказал главный тренер команды Павел Сальников, директор ДЮСШ «Полимер».

"Родители хотели перекрывать улицу": директор барнаульского "Полимера" рассказал о будущем команды
Фото: vk.com/fc_polimerbarnaul

Прыгнули выше головы

— Павел Васильевич, как развивается ситуация с новым стадионом? Сколько воспитанников у вас занимается?

— «Полимер» включает в себя ДЮСШ и футбольный клуб, играющий в зональном первенстве среди ЛФК. В школе футболом занимаются 600 детей, еще 200 ходят в секцию единоборств. Со стадионом, похоже, осуществилась наша мечта, и его сдадут в этом году благодаря администрации города и края. За три года уложена шикарная искусственная поляна нового поколения, построено административное здание и трибуны. Стадион находится на улице Малахова в районе завода «Кристалл». Размер поля 105 х 70 метров. Планировали сделать трибуны на 1 500 мест, но ввиду экономических сложностей сократили до 600. Есть шикарное табло, лучшее в крае. При желании вместимость можно будет расширить. По всем параметрам стадион подходит даже для проведения матчей второго дивизиона.

— Планируйте зарабатывать, сдавая поле в аренду?

— На первом месте для нас учебно-тренировочный процесс и игры «Полимера», проведение чемпионата и первенства города, а также соревнований ветеранов. Если будут «окошечки», и администрация даст добро, — а я думаю, они согласятся, — то будем сдавать в аренду.

— Седьмое место в ЛФК — это для вас успех?

— Если брать во внимание имевшийся бюджет, то мы прыгнули выше головы. С таким финансированием должны быть последними. В этом сезоне край в ЛФК представляли только два коллектива — мы и ФК «Бийск». А когда-то участвовало шесть алтайских команд. «Динамо» отозвало молодежь с этого соревнования, денег хватает только на профессионалов из второго дивизиона. В прошлом году команда пополнилась воспитанниками «Динамо» 1996 года рождения. Стремимся помочь им и другим молодым футболистам, еще не оставившим надежду выйти на профессиональный уровень. Мы предлагали разделить клубы по территориальному признаку, чтобы уменьшить расходы на командировки. Но предложение отвергли. Возможно, со следующего сезона все-таки к нам прислушаются. За этот формат и наши соседи из Новосибирска, Кемерова, Бийска.

— Тяжело ездить на дальние расстояния?

— Может, в этом году по-другому будет, ведь финансирование почти отсутствует. Нам помогает только администрация Барнаула. Даже до Красноярска ездим на автобусе. Он у нас в хорошем состоянии — подарок мэрии. Чтобы сэкономить на проживании, приезжаем к сопернику меньше чем за сутки до игры. Выезжаем вечером из Барнаула, ребята после основной работы успевают. Приезжаем поздно ночью и сразу спать. На следующий день уже матч.

— Каким должен быть ваш бюджет?

— Например, бюджет красноярской «Рассвет-Реставрации», занявшей первое место, — 15 млн рублей, у ФК «Бийск» — 9 млн. Кстати, они заняли предпоследнее место. У Красноярска хороший спонсор — крупная строительная компания. У нас спонсоров нет. Администрация Барнаула выделяет деньги на заявочный взнос, билеты и проживание.

— Ваш бюджет последние годы сокращался?

— Да, раньше еще что-то выделял край, но теперь они прекратили финансирование.

— Может быть, что и город откажется помогать?

— Все может быть.

— И что тогда, взрослая команда расформируется?

— Получается так, пока ждем. На 2017 год еще ничего не ясно. Хотя мы — единственный коллектив в России, который с 1993 года участвует в таких соревнованиях. Но ДЮСШ в любом случае останется. Думаю, сначала должен состояться исполком РФС, где решится судьба второго дивизиона. Там тоже от безденежья команды снимаются. Это бумерангом бьет и по нам. Что-то должно решиться в конце февраля.

Мизерная зарплата детского тренера

— Расскажите об истории «Полимера»…

— Клуб образован в 1978 году бывшим игроком «Динамо» Анатолием Подзоровым на базе почившего п/о «Химволокно». Я работал на заводе и играл за команду. В 1983 году Анатолий Макарович ушел тренером в «Динамо», и я возглавил клуб. В 1990-е предприятие развалилось, но я остался в «Полимере». До 1994 года мы были на содержании «Химволокна», а потом открылось отделение футбола в ДЮСШ Индустриального района. Тяжелое было время, даже мячи новые купить не могли, зашивали и латали старые. Как и сейчас, все держалось на энтузиазме.

— В 1980-е начали строить здание, где сейчас находится школа Смертина. Затем стройка долго стояла, но в начале 2000-х работы ненадолго возобновились, даже успели застеклить окна, которые потом все разбили. Для чего это было нужно?

— «Химволокно» строило здание, пока завод не развалился. Объект перевели на баланс администрации Индустриального района. Через некоторое время они заключили договор с фирмой «Горизонт», чтобы те достроили. Сделали крышу, застеклили окна, даже привезли батареи. Не знаю, что произошло потом, «Горизонт» ушел с объекта, вывез стройматериалы и начал строить спортзал на улице Ленинградской. Потом здание доделали, когда открыли школу Смертина.

— Зачем в 2005 году постелили искусственный газон на травяное поле, которое вы долго готовили, когда рядом было земляное?

— Наверное, кто-то из ответственных лиц посчитал, что за травяным газоном будет невыгодно ухаживать, а в 2010 году застелили и второе поле. Мы в него вложили столько сил и бюджетных денег, сами закупали семена, пололи. Родители и дети приходили и аккуратно выкапывали сорняки. А потом нас и вовсе попросили переехать.

— Почему не сохранили обе школы в одном месте?

— Был большой скандал. Получается, у одних детей отобрали, другим отдали. Родители даже хотели улицу Энтузиастов перекрывать. Потом все замяли, позволили нам иногда здесь тренироваться. Вот сейчас наш стадион еще не сдан, и нам разрешили проводить зимнее первенство на стадионе Смертина. Стали договариваться, идти на уступки друг другу в плане совместного использования, но такое взаимопонимание не сразу пришло. Нам обидно: мы столько сил вложили в эти два поля. Второе, земляное, было уже в марте готово для тренировок. Везде грязь, снег тает, а мы засыпаем его опилками, впитывающими влагу. Сколько сил отняла эта непонятная борьба. Можно было ведь сделать такую махину, объединить две школы.

— У вас был исход воспитанников в школу Смертина? Все-таки большой проект, громкое имя… Тяжело ли конкурировать с ними за детей?

— Лишь один тренер ушел с группой. Наоборот, коллектив сплотился. Раньше мы конкурировали только с «Динамо», а теперь еще и с ними. Можно сказать, это две элитные школы, потому что они краевые и финансирование там лучше, а мы — «муниципалы». У них база: стадионы, искусственные и травяные поля, спортзалы. Не хочу никого обидеть, но остальные нам пока не конкуренты. В первенстве города в каждых возрастных группах школа Смертина и «Динамо» выставляют по 12 команд, мы 10. У нас почти готов стадион, если бы открылся спортзал или крытый ангар, мы бы точно с ними поборолись.

— Как убеждаете детей выбрать именно «Полимер»?

— Мы никого не отчисляем, берем всех. Родители часто ведут ребенка на имя тренера, на основе отзывов о нем. Играет роль и имя школы. Все-таки «Динамо» — это бренд. Теперь добавился критерий месторасположения школы. Тяжело возить самому или отпускать ребенка на другой конец города. Хорошо, что «Полимер» располагается в густонаселенном районе, и число наших воспитанников растет.

— Какая мотивация у игроков из взрослой команды?

— Все они живут на деньги от работы или стипендии. Одни спят и видят себя в профи, к нам на игры даже приезжают скауты. Если не удалось закрепиться в профессионалах до 21-22 лет, это желание уже проходит. Но, скорее всего, он дальше останется и будет играть. С семи лет занимался футболом, ходил на тренировки, готовил организм. Для него это образ жизни. Как тут резко взять и бросить?

— Но он пожертвовал учебой и весельем в молодости, и вот не получилось заиграть. Как перестроиться?

— Тяжело. У многих сложности. А как в команде мастеров? Играл до 30 лет в первой-второй лиге. За него думали, кормили, одевали, а потом раз — и все. Если не успел получить образование, будет тяжело начинать жизнь с чистого листа. Скажу так: если любишь футбол, то всегда найдешь возможность совмещать с работой. У многих наших ребят образование «спортфак», но немногие хотят идти детскими тренерами. Зарплата там мизерная, надо набрать 45 детей в группу, чтобы работать на ставку.

— Какие еще проблемы у любительского футбола?

— Скудная база. В Барнауле столько народу играет, а стадионы стоят. Мы уже потеряли «Локомотив», поле в парке «Изумрудный» отдали конькобежцам.

— Но ведь и новые открываются: «Лабиринт» на улице Юрина или вот ваш...

— Это не вновь открывшиеся, а реконструированные стадионы. Те мы потеряли, население города и количество детей растет, а новые объекты не появляются.

— Можно ли через любительский футбол вытащить сборную России?

— Так только через массовый спорт и можно поднять профессиональный. Но на должностях в Москве есть горячие головы, считающие, что футбол существует только до Урала, а остальные команды надо разогнать. Говорят, в Сибири холодно, пусть там только хоккеем занимаются. Это разве нормально?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Родители хотели перекрывать улицу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру