В Барнауле развивается новое направление в благотворительности

Волонтеры стали не только привлекать средства спонсоров, но и «зарабатывать» для нуждающихся

Больше трех лет алтайский фонд «Облака» помогает тем, кто нуждается в помощи, — детям, многодетным семьям, старикам и инвалидам. Волонтеры центра первыми в Алтайском крае стали не только привлекать средства спонсоров, но и «зарабатывать» для нуждающихся. О том, почему этот формат помощи стал так популярен и как к нему относятся сами дарители, корреспонденту «МК» рассказала учредитель благотворительного фонда «Облака» Миля Семененко.

Волонтеры стали не только привлекать средства спонсоров, но и «зарабатывать» для нуждающихся

Не панацея

— Изначально это европейский опыт, хотя уже и в нашей стране появились некоммерческие организации (НКО), которые переняли идею привлечения средств или, иными словами, «заработка» с помощью благотворительных акций. Впереди России всей Москва и Санкт-Петербург. Вы идею у них подсмотрели?

— Слово «зарабатывают» здесь не совсем подходит. Я бы сказала, что волонтеры создают акции, которые помогают фонду решать проблемы семей.

Честно сказать, мы даже не знали, что в Санкт-Петербурге есть подобное. Только потом выяснили, что, оказывается, не одни. Сейчас учимся у других проектов, таких как «Ночлежка», «Антон тут рядом»… А тогда было все интуитивно.

Оля Полякова из Питера организует «День яблок». Суть в том, что в один конкретный день на улицу выходят одновременно 200 добровольцев и продают блюда, приготовленные на основе яблок. Все вырученные средства затем передаются в фонд «AdVita» («Ради жизни»), который занимается лечением детей с онкологическими заболеваниями. И это волшебно.

Но хочу сказать, что и это не панацея. Ни один фонд не сможет жить только за счет подобных мероприятий. Это невозможно, потому что затраты фондов, в том числе нашего, в десятки раз превышают вырученные средства.

— С чего начинали вы, и не связано ли это с тем, что меценатов, которые готовы просто жертвовать деньги в России и Алтайском крае, в частности, стало меньше?

— Наверное, просто пришло время. Молодежь стала другая, она днями напролет пропадает в соцсетях, и мы открыли для себя, что собрать людей можно просто, написав пост в Интернете. До Москвы это дошло раньше. В Барнауле направление появилось благодаря молодежным волонтерским центрам и «Облакам». Люди хотят не просто перечислить деньги, а принять участие в деле. Например, наш «Мобильный пункт приема вещей». Можно принести вещи в хорошем состоянии, а потом увидеть, кто их получает. А еще есть «Рукавички», — это когда волонтеры-вязальщицы вяжут для детей из приютов. Таких акций много, но они скорее популяризируют благотворительность, чем позволяют выручить серьезные средства.

— То есть успех таких акций в том, что дарители получают взамен радость?

— Людям приятно сделать что-то важное самим, хотя есть и еще важный момент. Если не рассказывать о деятельности фонда, акциях, то никто просто не будет жертвовать деньги, так что есть в этом и функция пиара. Если тайком собирать средства, а потом так же тайком передавать их многодетным семьям, это не будет вызывать отклика.

Маленькими шагами к серьезным проектам

— Какой была ваша первая акция по привлечению средств?

— Ярмарка называлась «Подарки добрых сердец». Мастера, изготавливающие интересные вещи, передали их с условием, что половина вырученных денег останется у них. Мы продавали подушки, мыла, картины, пекли панкейки, поливали сгущенкой и продавали. Тогда же с Анатолием, директором фонда «Облака», придумали фетровые сердца и календари с надписью: «Добро может делать каждый», которые дарили покупателям. На одних панкейках и чае выручили 1 000 рублей. Параллельно проходили мастер-классы. Это сейчас ими никого не удивишь, а тогда был шок.

— И вы поняли, что горожанам понравилось?

— Да, потом уже в марте 2015 года мы сделали мобильный пункт приема вещей. С тех пор провели их уже 10. Теперь у нас свой благотворительный магазин, где мы продаем ношеные, но очень хорошие вещи. Из всей пожертвованной одежды только 10% отбираем в магазин.

— Самый настоящий магазин?

— Точно. Называется «Charity Market». Такие благотворительные магазины популярны по всему миру, как и акции, о которых мы говорим. В России их немного, в Алтайском крае —только в Барнауле и Камне-на-Оби. Это магазин, куда люди жертвуют б/у вещи. Часть выручки идет на покрытие аренды и зарплату продавцам, остальное направляется на детское питание, подгузники, продукты и другие нужды подопечных семей.

Средняя стоимость одежды в нем — всего 200 рублей, пальто и куртки по 500 рублей. Единственная дорогая вещь — настоящие французские «лубутены». Их принесла одна из дарительниц. Они стоят 80 тысяч рублей, а мы их выставили за 10 тысяч рублей.

— Неожиданные подарки…

— Вот еще история. Пишет нам в фонд человек и рассказывает, что у него, оказывается, есть шкурки игрушечных медведей. Они остались от бизнеса по продаже мягких игрушек. Представьте себе, 100 шкурок! Причем, из них 30 от больших двухметровых медведей. Нам пришлось шить их самим и наполнять синтепоном, но и этому он нас научил. В итоге мы стали продавать игрушки и заработали больше 100 000 рублей. Помощь получили 50 семей, многодетных и с детьми-инвалидами, сироты, бездомные.

Бизнес как благотворительность

— Это направление развивать не планируете? Например, продолжать шить игрушки, подушки.

— Есть идея открыть для матерей-одиночек швейную мастерскую. Нам подарили швейную машину, обещают еще одну. Есть специалисты, которые будут учить подопечных качественно шить. Вместе мы будем делать игрушки и откроем свою марку постельного белья. Это нужно, чтобы люди, покупая вещь, могли видеть, что помогают конкретной матери и ребенку.

— Мы упустили мастер-классы. Часто вы их проводите?

— В свободном пространстве «Облака» мы планируем проводить каждый день по два мастер-класса, в выходные — по пять. Участие в них будет за пожертвования. Первым в Барнауле проводить такие события стал мой коллега Анатолий Яблонский, когда по примеру Санкт-Петербурга открыл для нашего города проект «Солнечный Барнаул», направленный развитие городских событий. Только за два месяца прошлого лета он провел более 20 мероприятий на улице. Люди, приходя на них, жертвуют любую сумму.

— В начале нашего разговора вы сказали, что такой способ привлечения средств — не панацея. Понятно, что НКО, как и прежде, вынуждены обращаться к помощи дарителей, но давайте все же подытожим. Какой процент вырученных средств удается получить благодаря мастер-классам, ярмаркам, пошиву игрушек и прочему?

— У каждого фонда есть бюджет — затраты в месяц на содержание и реализацию программ. У нас это 170 000 рублей в месяц, из которых только 70% — чистые траты организации: средства, которые уходят на аренду, зарплату сотрудникам, транспортные расходы, обучение, связь и Интернет. Лишь малую часть расходов гасит доход от мероприятий, о которых мы говорим. Получается, без поддержки меценатов не обойтись.

— Как обстоят дела с самым важным, с позволения сказать, «ресурсом» — людьми? Для того чтобы проводить такие акции, нужны постоянные волонтеры. Как вам удается сохранять коллектив и нет ли у вас проблемы, о которой говорят в городах-миллионниках, когда добровольцы быстро «выдыхаются»?

— Очень важно поощрять добровольцев. Можно сколько угодно писать посты о том, что помощь нужна тем и вот этим людям, но откликов будет немного, потому что нет отдачи. Всем нам нужны любовь и внимание. Желающие присоединиться к акциям, съездить в детский дом или поделиться игрушками должны чувствовать, что они не просто расходный материал, а люди, которые помогают и заслуживают уважения. Когда есть это понимание, желающих помочь достаточно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: И рублем, и делом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру