Нужен ли нашим ученикам личный правовой защитник

Алтайские общественники обсудили предложение ввести должность школьного омбудсмена

Михаил Федотов, советник Президента РФ, председатель президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, предложил ввести должность школьного омбудсмена, который будет разбирать конфликты внутри подростковых коллективов. Идея в том, чтобы ученики могли самостоятельно выбрать «правового защитника» из собственной среды. Меж тем многие эксперты высказывают сомнения в целесообразности появления новой должности в сфере образования и считают, что на практике детский омбудсмен будет дублировать полномочия уполномоченных и самих педагогов. В стороне от дискуссии не остались и алтайские общественники.

Алтайские общественники обсудили предложение ввести должность школьного омбудсмена

Задача — сгладить углы

Дмитрий Аганов, заместитель председателя комитета по социальной политике АКЗС:

«Омбудсмен — это само по себе слово, обозначающее представителя. Он должен быть независимым посредником между общественностью и администрацией. Как один из пунктов самоуправления, это интересно и необходимо. Однако важно, чтобы и представитель, и общественность понимали его функции, чтобы это были не общие фразы, а четко выстроенная, грамотная работа.

Что бы ни говорили, проблем в образовании очень много. И иногда между школьниками, родителями и учителями возникают конфликты. Такой человек, как школьный омбудсмен, в принципе мог бы сглаживать возникающее недопонимание. Может быть, некоторые моменты в школах благодаря этому и были бы скорректированы.

В целом скажу идее «да», такая должность нужна. Но замечу, что подходить к этому вопросу нужно аккуратно».

Серьезная роль для ученика

Ольга Гога, руководитель общественной организации «Мать и дитя»:

«Если школьным омбудсменом из «собственной среды» будет обычный ученик, то ему придется иметь немалый авторитет среди подростков, чтобы уметь договориться с товарищами. Зачастую это непросто, и, честно говоря, я очень сомневаюсь, что идея появления новой «должности» как-то поможет в решении возникающих в стенах учебного заведения конфликтов. Подросток, я думаю, не справится. Стоит брать во внимание, что при нынешних школьниках такого «омбудсмена» вполне могут где-нибудь найти избитым.

К тому же у нас в каждой школе есть специальные педагоги, которые непосредственно ведут работу со школьниками. На должность омбудсмена нужен, мне кажется, как раз такой подкованный человек со специальным образованием, возможно, в сфере конфликтологии. Они знают каждого ребенка и его проблемы, поэтому вполне смогут помочь».

Западная практика нам не нужна

Екатерина Распопова, педагог-психолог первой категории:

«Конфликтология — довольно сложная наука. Она подразумевает отличное владение психологией, развитыми коммуникативными и аналитическими способностями. В силу возраста и особенностей развития дети не могут и не умеют объективно разрешать конфликты. При этом их в детской среде можно и нужно предупреждать и разрешать с помощью обучения эффективному общению, развитию навыков ассертивного (подразумевает принятие на себя ответственности. — «МК») поведения и т. д. Все это прекрасно реализуется школьным психологом в ходе различных тренингов. Мне лично видится, что западная практика «детского омбудсмена» для улучшения отношений в школе совсем не нужна. Это еще один тренд в образовании, который непонятно зачем нужен и ни к чему хорошему не приведет».

За развитие правового сознания

Ольга Казанцева, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Алтайского края:

«Защита прав детей в образовательном учреждении, бесспорно, требует создания новых и эффективных механизмов, предусмотренных Конвенцией «О правах детей». И мне кажется, что школьный уполномоченный по правам ребенка вполне может выполнять задачи как правового просвещения детей, так и содействовать безболезненному решению конфликтов, в том числе на основе медиативных технологий.

В целом это будет способствовать развитию правового сознания обучающихся, приобретению детьми позитивного опыта социализации, снижению агрессии, формированию толерантности всех участников образовательного процесса».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: Омбудсмена за парту

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру