В Алтайском крае прошла встреча ветеранов органов безопасности

20 декабря — День работника органов безопасности РФ

В канун профессионального праздника в историко-демонстрационном зале УФСБ России по Алтайскому краю состоялась традиционная встреча ветеранов органов безопасности с молодыми коллегами. Офицеры в отставке рассказали о работе и пожелали молодежи успешного продвижения по службе.

20 декабря — День работника органов безопасности РФ

Так ковались оперативники

В течение года совет ветеранов органов безопасности проводит традиционные и регулярные встречи с молодым действующим составом. Они посвящены, в частности, Дню Победы, памяти героев — сотрудников органов безопасности, дню рождения Феликса Дзержинского, профессиональному празднику, поясняет Алексей Суханов, председатель совета ветеранов УФСБ России по Алтайскому краю, полковник запаса. «В канун 20 декабря на подобных встречах ветераны доводят до оперативного состава информацию из первых уст о том, как раньше работали чекисты, каков был настрой и в чем заключалась специфика службы тех лет. С одной стороны, в познавательном плане, с другой — дополнительная информация, чтобы настроить их на боевой лад. Главная цель таких мероприятий — передача бесценного опыта молодежи, поддержание неразрывной связи поколений», — подчеркивает он.

В преддверии нынешнего профессионального праздника почетными гостями стали полковник в отставке Николай Саяпин и подполковник в отставке Виктор Захаренко (см. справку «МК»).

…Николай Саяпин пришел в органы безопасности в 1968 году. Это было, по его словам, удивительное время. «Как раз на рубеже окончания службы фронтовиков — молодое поколение принимало эстафету от них. В Бийском горотделе (УКГБ СССР по Алтайскому краю. — «МК») служили практически все фронтовики, в частности участник штурма Кенигсберга (ныне Калининград. — «МК») Иван Маркович Орлов. Спартак Михайлович Чавкин прошел с противотанковой батареей до Берлина. Станислав Иванович Кизлов участвовал в борьбе с бандподпольем на территории Литвы, Латвии. Причем настрой у чекистов был не на кавалерийский наскок, несмотря на то, что они были боевыми офицерами, прошедшими войну, а на повседневную рутинную работу.

…Тогдашний председатель КГБ СССР Юрий Андропов взял курс на привлечение в органы безопасности молодежи, но уже с достаточным гражданским опытом. Чтобы решать судьбу человека, оперативник должен иметь определенный жизненный фундамент.

Николай Саяпин: «Я пришел с производства, трудился начальником вагонного депо в Бийске. Мне интересно было наблюдать за старшими товарищами. Насколько они были требовательны к себе, к коллегам. Эта фронтовая закалка осталась у них до конца службы и жизни. Анализ оперативной деятельности в отделе, как правило, носил настолько принципиальный, жесткий характер, что аналогичная работа со стороны сотрудников краевого управления выглядела значительно мягче. Это была отличительная черта того состава Бийского горотдела. Не просто накачка со стороны руководства, а принципиальный разбор полетов внутри коллектива. В результате ковался будущий оперативный работник.

Я принял участок оперативной ответственности у Матвея Толмачева, вместе с ним — сейф с кипой документов. Проходит год, два. Выхожу на потенциального оперативного источника. Начинаю перебирать бумаги Матвея Григорьевича: вот он — пожалуйста! Толмачев еще за два-три года до моего прихода набрасывал проблемные с точки зрения оперативной обстановки участки и расстановку источников. Такие принципы организации деятельности нашими предшественниками очень сильно помогали».

Причастность к государственному делу

Николай Саяпин: «…Прошло несколько лет, и я оказался в горниле работы на особо важном режимном объекте — Бийском химическом комбинате (БХК). Когда туда попал, в полной мере ощутил причастность к большому государственному делу — обеспечению безопасности нашей страны, вооруженных сил всем необходимым для противодействия возможному противнику. В частности, в этот период здесь производилась система «Тайфун».

Охрану предприятия осуществлял полк специальных войск МВД СССР и 300 сотрудников военизированной охраны (ВОХР). Это говорит о том, что государство понимало важность этого объекта и какие могут быть последствия из-за безалаберного отношения к его охране.

По крайней мере в Бийске чрезвычайных происшествий на режимных предприятиях НПО «Алтай» (ныне ФНПЦ «Алтай». — «МК»), в том числе и на химкомбинате, не было. Это результат и нашей качественной работы.

…Минуло 30 лет. Прошла информация в СМИ, что система «Тайфун» была задействована в учебных целях на северном полигоне в Карском море и сработала хорошо. Я, будучи давно уже на пенсии, испытал невероятное удовлетворение от того, что чекисты были причастны к этому важному государственному делу». (За участие в этой работе Николай Саяпин получил орден Красной Звезды. Боевой орден в мирное время! — «МК».)

Борьба с идеологическими диверсиями

…Начало службы Виктора Захаренко также совпало с руководством КГБ СССР Юрия Андропова, и он считает, что ему очень повезло, что краевое управление возглавлял генерал-майор Василий Степанович Сергеев...

Виктор Захаренко: «Я начинал службу в пятом отделе (контрразведывательная работа по борьбе с идеологическими диверсиями противника. — «МК»). Атмосфера в управлении была наилучшей. Генерал [Cергеев] был великий профессионал и трудоголик. Выезжая в командировку на периферию, он ехал без «свиты» из пяти-восьми человек, а, как правило, один, максимум с помощником. Оценивал оперативный состав по профессионализму, результативности, эрудиции и личным деловым качествам».

Значительный период службы Виктора Яковлевича пришелся на период гласности. В зоне его ответственности находились религиозные организации. Специфика деятельности по этому направлению была такая, что кроме КГБ никто по нему и не работал.

…Однажды молодой преподаватель университета решила создать на его площадке дискуссионный клуб с привлечением студентов и… сектантов. Когда это дошло до крайкома КПСС, там затопали ногами… Но с позиции сегодняшнего дня — это нормальный процесс.

А тогда пришлось заниматься небезызвестным Игнатием Лапкиным, который здравствует и поныне. «На уровне оперативной работы, причем с полным комплексом оперативно-разыскных мероприятий, — вспоминает Виктор Яковлевич. — Были заведены уголовные дела по статьям

190 прим. (антисоветская агитация и пропаганда), 142 (нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви) УК РСФСР».

Конечно, те материалы, которые были изъяты в то время, сегодня могут вызвать улыбку, но тогда был такой закон, и его надлежало исполнять.

Виктор Яковлевич также рассказал о службе в Бийске, где он прошел путь до заместителя начальника отдела УФСБ России по Алтайскому краю. Вспоминал, что обеспечивали безопасность работ по уникальным спецпродуктам НПО «Алтай», БХК, аналоги которых до сих пор не могут повторить американцы…

«Достаточно побывать в Бийске на площади перед ФНПЦ «Алтай», подойти к расположенной там на постаменте ракете, чтобы осознать величие и причастность наукограда к великим государственным делам», — заключает Виктор Захаренко.

Встреча с молодежью прошла в теплой дружественной обстановке, и, возможно, более юные коллеги ветеранов подчерпнули для себя много интересного и полезного для работы. В заключение офицеры пожелали им успехов на службе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 21 декабря 2016

Заголовок в газете: Встреча поколений

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру