Импорт экстремизма — гибридная война против России

«Экстремисты — это люди, играющие в азартные игры со смертью. Некоторые в этой игре ставят на кон собственную жизнь…»

Зарубежные экстремистские организации формируют актуальную повестку российским радикальным оппозиционерам и экстремистам. Все чаще специалисты по геополитике оперируют термином «гибридные войны», одним из основных факторов которых становится стимулирование экстремизма оппозиционных групп и внутренних противоречий в общественной структуре страны, подвергшейся агрессивному давлению со стороны.

«Экстремисты — это люди, играющие в азартные игры со смертью. Некоторые в этой игре ставят на кон собственную жизнь…»

Как отмечают в последнее время многие отечественные политологи, главным катализатором активизации экстремистских групп в России стали события на украинском Майдане. Там экстремистские группировки под прикрытием либеральных и неонацистских политиков совершили государственный переворот, в результате которого в стране установился радикальный режим, расколовший общество, принесший с собой гражданскую войну, которой конца-края не видно. Однако кризис на Украине расколол не только украинское общество.

Гибридная война предполагает, что непосредственные боевые действия — лишь финальная точка. Она сопровождается экономическими действиями, воздействием на идеологию, на массовое сознание, в том числе через управление деструктивными процессами внутри общества недоброжелателя. Политические группы, идеологии, настроения, которые включают в себя экстремистский компонент, — элемент воздействия на наше общество извне.

Майдан как «зеркало» российской оппозиции

В России радикальные политические течения как правого, так и левого толка разделились по признаку отношения к «майданной революции». Националисты, условно говоря, разделились на национал-консерваторов (государственников) и неонацистов. Государственники совершенно однозначно поддержали воссоединение Крыма с Россией и создание народных республик Новороссии. Другие, исходя из культурной или расовой солидарности, поддержали Украину, потому что считают ее «более арийской», более европейской. Например, украинский добровольческий батальон «Азов» — это воинское формирование с национал-социалистской идеологией, часть которого, по информации СМИ, составляют граждане России, разделяющие неонацистскую идеологию. Нужно сказать, что они ведут определенную деятельность и у себя на родине, пока что в основном пропагандистского характера.

Единственная политическая группа, которая не раскололась при наступлении украинского кризиса, — это российские либерально-демократические круги, которые практически единогласно поддержали госпереворот и так называемую антитеррористическую операцию на востоке страны. Сейчас они выступают не только против самостоятельности республик Донбасса, но и за отделение Крыма из состава России. По сути, либералы выступают в качестве сепаратистов, предлагая поставить под сомнение территориальную принадлежность Крыма к России, даже после проведенного там референдума и подписанного президентом указа.

Говоря по большому счету, российские оппозиционеры и революционно настроенные группы взяли для себя пример украинского переворота в качестве политической цели. Пример и левых, и националистов, и либералов, и радикальных исламистов показал, что с начала украинского кризиса настроения этих групп изменились, радикализировались. Они поняли, что требовать революции, майдана в России можно. Так, например, не так давно на Урале лидер псевдорелигиозного объединения «Церковь Челябинского метеорита» выступил в сетевой интернет-группе «За сражающуюся Украину! За свободный Урал! Вместе против зла!» с призывами к отделению Урала от России и созданию сибирского федеративного союза. Чуть ранее он терроризировал местные власти требованиями строительства в областном центре храмового комплекса, посвященного памяти падения Челябинского метеорита, передачи ему его обломков. Также он — фигурант уголовного дела по ст. 214 (вандализм) о покраске бюста Ленина в Челябинске в цвета украинского флага. Только вот, по информации СМИ, возможный клинический диагноз «параноидная шизофрения» в форме «бреда реформаторства религиозного толка» надежно защищает его от наказания.

Эксперты по безопасности отмечают возрастающую пропагандистскую активность украинских националистических объединений, направленную прежде всего на молодежную аудиторию на пространствах русскоязычного сегмента сети Интернет. В частности, легально действующие в «незалежной» националистические организации правого толка, такие как «Правый сектор», Украинская народная самооборона (УНА-УНСО), Украинская повстанческая армия (УПА) и «Тризуб имени Степана Бандеры»*, занимаются вербовкой сторонников через размещение своих агитационных материалов в ведущих русскоязычных социальных сетях.

Следует отметить, что приверженцы крайне правых радикальных националистических идей находятся и у нас в крае. Пока что благодаря профилактической работе правоохранительных органов, а также краевых комиссий по противодействию экстремизму и терроризму они немногочисленны и не в состоянии развернуть бурную деятельность, как их украинские «коллеги». Те же алтайские скинхеды и последователи неоязыческих «арийских» и «ведических» культов в последнее время принимают участие в «Русских маршах» не у себя в регионе, а в соседних. Впрочем, поводы для совместных мероприятий находятся. Стало модным устраивать псевдоисторические «реконструкции» с демонстрацией символики на основе свастики, а также страйкбольные бои с амуницией, украшенной элементами украинского флага. Свои игрища великовозрастные лидеры местных «арийцев» проводят под маской патриотического воспитания молодежи и пропаганды здорового образа жизни.

Все чаще и радикальные группировки футбольных фанатов используют в названиях своих сообществ («Dinamyte ultras|||Barnaul» или «Biysk Ultras») и приветственных жестах экстремистскую символику и жестикуляцию.

Весной 2016 года двое юных неофашистов на почве идеологической ненависти осквернили мемориальный комплекс в Рубцовске, посвященный мужеству и доблести воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Для этого ранним утром 9 Мая они пришли к мемориалу, где при помощи трафаретов и баллончиков с аэрозольной краской нанесли на мемориал нацистский лозунг и символику. Участники интернет-сообщества «Biysk Ultras» в Бийске на пьедестале памятника В.И. Ленину на площади 9 января нанесли надпись «Динамо 1488» и четыре цифры, шифрующие имена нацистских лидеров.

Не обходится, конечно, и без исламофобской риторики. Именно приезжие с Востока, по мнению приверженцев теории «расовой чистоты», создают основную угрозу «белому» большинству.

Фактор радикального ислама

За последний десяток лет Россия «импортировала» из стран Центральной Азии значительное количество мигрантов, которые у себя на родине преследуются за экстремизм. Ряд стран, таких как Узбекистан, Туркменистан, а за ними Таджикистан, Киргизия, Казахстан, опасаясь так называемых исламских революций, приняли крайне жесткое законодательство в данной сфере. За подобную деятельность там можно получить до

20 лет тюрьмы в условиях, далеких от европейских пенитенциарных норм. Носители радикальных идей и верований устремились в Россию, где традиционно власть не вмешивалась в религиозное самоуправление мусульман. Большинство таких «переселенцев» легко адаптировались, получили гражданство, проникли во многие российские мечети и принялись «окучивать» соотечественников и единоверцев. Подчас малообразованные, лишенные социальных связей мигранты — благодатная аудитория для пропагандистов так называемого радикального ислама. Особенно сейчас, когда на фоне экономических проблем возникает серьезный кризис доверия ко всему — к власти, госучреждениям, друг к другу. В числе прочего это проявляется и в мигрантофобии. Мусульмане такое недоверие чувствуют особенно. И это может создавать почву для радикальных проповедей: приходи к нам — и перестанешь чувствовать себя человеком «второго сорта».

Разумеется, радикальные идеи не провозглашаются в официальных проповедях и не транслируются в эфир. Нередко верующим раздается литература с радикальными призывами, на выходе из мечети их приглашают поучаствовать в собраниях, где приезжие проповедники пытаются навязать им идеологию неповиновения власти.

Как показывает практика, экстремистские идеи проникают в край в том числе путем нелегальной переброски запрещенной литературы, видео и других материалов. Так, только в текущем году сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю при проведении досмотровых и оперативно-разыскных мероприятий более чем в 20 случаах удавалось обнаружить и изъять запрещенные издания.

Согласно заявлениям идеологов исламского экстремизма, мусульманский мир и «мир ереси» уже находятся в состоянии вой-ны. При этом, исходя из их точки зрения, члены исламских экстремистских групп — не террористы, а «воины Аллаха». Поскольку враг находится всюду, то они должны вести постоянную войну на многих фронтах в различных регионах и странах, в том числе в России.

Тенденция проникновения исламского экстремизма, к сожалению, характерна и для Алтая. Так, осенью текущего года сотрудники Управления ФСБ России по Алтайскому краю при содействии коллег из подразделения по противодействию экстремизму (ЦПЭ) полицейского главка пресекли попытку создания в регионе радикальной исламской организации «Джамаат Таблиг»*. Цели этого религиозного объединения — установление мирового господства посредством распространения радикальной формы ислама и создание на базе регионов с традиционно мусульманским населением единого исламского государства «Всемирный халифат».

В результате комплекса оперативно-разыскных мероприятий сотрудники органов госбезопасности установили, что в мае прошлого года 40-летний уроженец одной из республик Средней Азии организовал в краевой столице молельную комнату. На еженедельных религиозных собраниях он пропагандировал идеологию и ценности международной экстремистской религиозной организации. При внушении основ «Джамаат Таблиг»* позиционировал их как единственно верное учение. Зная, что религиозная организация запрещена на территории России, мужчина соблюдал меры необходимой конспирации и требовал того же от «прихожан».

Сотрудниками правоохранительных органов экстремист задержан, ему избрана мера пресечения, связанная с арестом. Следственным отделением УФСБ России по Алтайскому краю возбуждено уголовное дело по ч. 1.1 ст. 282.2 УК РФ по факту склонения жителей Барнаула и Новосибирска к участию в деятельности международной религиозной экстремистской организации «Джамаат Таблиг»*. Проводится комплекс следственных и оперативно-разыскных мероприятий по сбору и закреплению доказательств.

* Организации, запрещенные на территории РФ.

Сюжет:

Челябинский метеорит

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Импорт экстремизма — гибридная война против России

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру