Алтайские пограничники перекрыли крупный канал нелегальной миграции

Мигрантов перевозили через границу с Казахстаном на снегоходах и внедорожниках

Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю пресекло деятельность крупной преступной группы, занимающейся переброской в Россию нелегалов. По самым оптимистичным прогнозам, перекрытие этого канала вполовину уменьшит незаконную миграцию через наш край. Злоумышленники создали международную развитую и глубоко законспирированную сеть доставки жителей стран Средней Азии в нашу страну. Зимой они перевозили мигрантов через российско-казахстанскую границу на снегоходах, летом — перебирались пешком или на мощных внедорожниках по полевым дорогам в Кулундинском, Табунском и Славгородском районах.

Мигрантов перевозили через границу с Казахстаном на снегоходах и внедорожниках
За совершение преступлений разыскивается Барсуковский Александр Михайлович, 16.01.1975 г. р. Всех, кто располагает информацией о его местонахождении, просят позвонить по телефону доверия ПУ ФСБ России по Алтайскому краю: 8 (3852) 285-743. Анонимность гарантируется.

Встреча с доставкой за 10 тысяч

По данным следствия, группой руководил 41-летний Александр Барсуковский, уроженец Павлодарской области Республики Казахстан (РК). В 2005 году был осужден за убийство по неосторожности и хулиганство с применением оружия, получил семь лет. Но в 2010 году освободился условно-досрочно. Видимо, он не встал на путь исправления и продолжил нарушать закон. Например, в 2015 году был поставлен полицией на учет как скотокрад. Под стать Барсуковскому и его отец — Михаил. В 80-х судим за мошенничество, в 90-х — за кражи и перегон лошадей из РФ в РК. Потом «легализовался», вступив в Демократическую партию Казахстана в 2003 году.

Клиентов Барсуковскому среди жителей стран Средней Азии за денежное вознаграждение подыскивала гражданка РК Маржан Б., она же владелица кафе на трассе село Щербакты — Павлодар в Казахстане. Кафе отлично приспособлено как временное пристанище для большого числа трудовых мигрантов. На месте ей помогали родственники.

За услуги по незаконному пересечению границы организатор сначала брал с нелегала 50 тысяч рублей, в «особо трудных случаях» цена доходила до 70 тысяч. Будущего заказчика он прощупывал постепенно, не спешил выходить на него первым с «заманчивым» предложением. Через «своих людей» сообщались сведения, что определенный человек испытывает сложности с попаданием в Россию. Вскоре ему намекали, мол, есть надежный человек Алик (в других случаях Саня или Барсук), который может решить проблему. После получения денег Барсуковский, зимой на снегоходе, а летом на мощном внедорожнике, мотоцикле и пешком, пересекал границу с мигрантами в обход пунктов пропуска. Как следует из приговора суда, чаще всего переход проходил в Кулундинском, Табунском или Славгородском районах Алтайского края. В нашем регионе их поджидали 28-летние жители города Ярового Анатолий Моша и Денис Сушкевич. За 10 тысяч рублей, а то и меньше, они были готовы не только встретить нарушителей, провести тайными тропами к автодорогам, но и организовать их доставку до Новосибирска, в район Хилокского рынка. На базаре их уже обычно ждали земляки, после чего нелегалы растворялись по стране.

К группировке обращались за помощью не просто гастарбайтеры с просроченным паспортом, а люди, которым по серьезным причинам был запрещен въезд в нашу страну. Ведь незаконная миграция — благодатная почва для проникновения в Россию экстремистов, террористов или преступников, находящихся в розыске. Но в погоне за наживой злоумышленники не задумывались об этом. В свое время Барсуковский познакомился с Мошой и Сушкевичем, когда целенаправленно искал среди населения приграничных районов Алтайского края сообщников, готовых помочь ему в осуществлении противоправной деятельности. На предложение подзаработать с помощью перевозки мигрантов они ответили согласием.

В обязанности Моши, помимо встречи нелегалов в глухих приграничных районах, входил поиск автомобиля и водителя, который мог быстро и без лишних вопросов доставлять мигрантов в Новосибирск. В соответствии с жесткой дисциплиной в банде, он головой отвечал, чтобы «клиент» без происшествий добрался до сибирской столицы. Для этого яровчанин привлекал людей из числа знакомых с автомобилями или договаривался с таксистами, которым рассказывал заранее придуманную легенду. Сушкевич стоял ниже него в бандитской иерархии. Помимо поиска водителей, он должен был проводить разведку местности, прилегающей к границе, встречать мигрантов пешком и вести их до машины на трассе.

Сломать хребет заразе

К началу 2015 года банда провернула несколько переходов, но 22 марта 2015 года напоролась на бдительных пограничников. По данным приговора суда, накануне Барсук позвонил Моше и сказал забрать людей между селами Кулунда и Табуны, возле дорожного знака примыкания второстепенных дорог. Сушкевич обманным путем уговорил таксиста отвести человека в Новосибирск. Подъехав на место глубокой ночью, злоумышленники стали ждать. Скоро они увидели мощный снегоход с выключенными фарами, двигающийся с короткими остановками. На нем ехали двое. Один из них — мужчина азиатской внешности. После остановки он сразу сел в автомобиль.

По версии следствия, за рулем снегохода был Барсуковский. Несмотря на осторожность, звук мотора услышали пограничники и начали подбираться к месту встречи. Автомобиль быстро уехал, а стражи порядка попытались задержать водителя снегохода, двинувшего к лесополосе. После требования остановиться и выстрела в воздух мужчина направил мощное транспортное средство на пограничника и переехал его, а затем уехал в сторону Казахстана.

За посягательство на жизнь сотрудника ПУ ФСБ России по Алтайскому краю возбуждено уголовное дело по ст. 317 УК РФ. Как и за незаконное пересечение госграницы в Щербактинском районе, казахстанскими сотрудниками пограничной службы также возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица. Подозреваемым выступает Барсуковский.

Для этого есть несколько оснований. Например, пострадавший, ныне выписавшийся из больницы и продолжающий службу, успел разглядеть его лицо. А снегоход злоумышленника скрылся в Казахстане в районе нефтебазы, принадлежащей отцу Барсука. Казахские силовики окружили здание и безуспешно попытались устроить засаду, однако результата это не принесло. Трудно было представить, что дерзкий побег главаря — это не взлет банды, а ее лебединая песня перед разгромом.

После мартовского происшествия со снегоходом и пострадавшим пограничником российские правоохранители сделали все, чтобы прижать членов преступного сообщества к ногтю. Уже через месяц этот канал нелегальной миграции перестал существовать. Днем 18 апреля 2015 года Барсуковский позвонил Моше и сказал, что ночью нужно забрать несколько человек возле границы, около села Камышенка Табунского района. За эту работу обещал шесть тысяч рублей.

Как следует из приговора суда, подъехав к месту встречи максимально близко, Моша приказал Сушкевичу идти пешком в сторону границы, а по пути мигать фонариком. Подойдя к линии, он поморгал фонариком и увидел с территории РК ответный световой сигнал. По данным следствия, вскоре к ним подошел Барсук, ведя с собой двух мужчин и женщину. Все трое были гражданами Узбекистана. Передав людей, главарь опять ушел в РК, а его подельники сели в машину. Троих нелегалов посадили на заднее сиденье внедорожника и выехали в направлении Ярового, двигаясь с выключенными фарами.  

Автомобиль вновь обнаружили пограничники, услышавшие звук движущегося транспортного средства со стороны границы. Их заметили вблизи села Екатериновка, машина ехала прямо по полевой дороге. Неподалеку протекал ручей, между ним и дорогой успели бросить шипы высотой 8-15 см. Затем в воздух полетела сигнальная ракета, ее света оказалось достаточно, чтобы увидеть белый джип. Поняв, что их обнаружили, Моша прибавил скорость и пробил колесо шипами, однако продолжил движение и проехал еще 700 метров до ближайшей рощи. Выскочив из машины, Сушкевич вместе с узбеками убежали в лесополосу и спрятались среди деревьев. Там их нашли и задержали сотрудники краевого ПУ ФСБ России. Эти и все другие лица, незаконно переправленные через границу преступной группой, установлены и осуждены. Моша успел сменить колесо и доехать до Ярового. Машину опять начали преследовать. Испугавшись, он подъехал к зданию местной полиции, вышел из автомобиля и сдался. В конце сентября в законную силу вступил приговор Табунского районного суда в отношении Моши, Сушкевича и шести мигрантов, которых они во главе с Барсуковским в 2014-2015 годах незаконно переправили через границу. Все привлечены к уголовной ответственности со штрафами и различными сроками лишения свободы.

Гидра еще не обезглавлена

Барсуковский объявлен в розыск. В июле 2016 года суд Павлодара заочно приговорил его к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Он осужден по п. З ч. 4 ст. 188 УК РК. В РФ главарь обвиняется по нескольким статьям за незаконное пересечение государственной границы и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Есть данные, что он может до сих пор скрываться в РК и попытаться въехать в РФ по поддельным документам. В Алтайском крае у него остались сожительницы.

Поимка Барсука станет финальным аккордом в серии операций по разгрому крупного, но теперь уже не действующего канала нелегальной миграции. Образно выражаясь, наилучший способ борьбы с крокодилами — осушение болота, то есть подрыв базы организаторов в Казахстане и ответственное отношение к этой проблеме каждой из сторон. Это тонкая работа, требующая качественного взаимодействия ведомств двух стран, многомесячных усилий для достижения формально скромных результатов в виде поимки нескольких человек. А пока российские и казахстанские пограничники продолжают работу: крупнейший канал проникновения нелегалов перекрыт, но гидра окончательно не обезглавлена.

Большинство организаторов подобных преступных групп выдавлены из РФ, загнаны в глухие районы соседнего государства, на границе им поставлен прочный заслон. Однако основы создания их ячеек на стороне не всегда контролируются. Пока у РК есть достаточно сил, ресурсов и политической воли руководства для удержания ситуации с экстремистами в стране под относительно прочным контролем. Но нет сомнений, что, если пограничники двух стран дадут слабину, радикалы получат возможность беспрепятственно проникать в нашу страну, и тогда последствия могут быть непредсказуемыми.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Охота на Барсука

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру